Романтизм и реализм в повести Гоголя «Невский проспект»


В повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» наблюдаются как черты романтизма, так и черты реализма. Эти два литературных направления слились в произведении воедино.

Обращение к образу реально существующего города Петербурга является признаком реалистического направления. Перед читателем возникает не вымышленный город N, а Петербург, над которым наблюдал сам Н.В. Гоголь. Стоит отметить, что писатель обращает внимание не на один слой населения, а на их большое количество. На Невском проспекте оказываются представители разных сословий, полов, возрастов, профессий, чинов. Это вновь подчеркивает реалистичность описания, ведь Петербург того времени – город контрастов.

От реализма в «Невском проспекте» видно и реалистическое описание жителей Петербурга. Н.В. Гоголь демонстрирует существующие людские и социальные пороки. Причем эти пороки приобретают как временной характер (пороки, свойственные той эпохе), так и вневременной характер (так называемые вечные пороки).

Реалистично раскрывается образ Пирогова, который представлен как типичный представитель петербургского общества. Н.В. Гоголь несколькими мазками характеризует людей того времени, и Пирогов никоим образом от них не отличается.


Образ же другого центрального персонажа – Пискарева – рисуется в традициях романтизма. Он представлен непохожим на других людей. В Пискареве есть индивидуальность, он не стремится к чинам, он простой художник, умеющий видеть красоту окружающего мира. Н.В. Гоголь показывает кристально чистый внутренний мир Пискарева и демонстрирует его стремление улучшить окружающую действительность.

Ярким признаком романтизма является описание двоемирия. Пискарев, сначала существовавший только в реальном мире, начинает искать себя и свое счастье во снах. Сновидения становятся олицетворением мечты, к которой стремился Пискарев. Н.В. Гоголь показывает, что Пискарев стремится к миру мечты, постепенно отказываясь от реального мира. Автор поднимает проблему столкновения мечты и действительности, что тоже является ярким признаком романтизма как литературного направления. Столкновение мира реального и мира мечты для Пискарева оканчивается трагически: не в силах существовать в реальном мире, где царствует людское безразличие и пошлость, Пискарев совершает самоубийство.

Реализм совмещается с романтизмом, когда Н.В. Гоголь описывает жителей Петербурга, в частности – гуляющих по Невскому проспекту. Здесь представлены люди без лиц, имен и индивидуальных черт, это масса людей, безликая масса, которая характеризуется только частями лиц, частями тела или частями одежды. Такие характеристики наполнены элементами фантастического, однако в них видна и реальность: люди настолько похожи друг на друга своими ложными ценностями и отсутствием нравственных начал, что у них стираются лица и имена.

Противопоставляя финалу истории, случившейся с Пискаревым, финал истории Пирогова, Н.В. Гоголь показывает, что в реальном мире «правителями» становятся лживые, пошлые, думающие только о собственном благополучии, не имеющие никаких нравственных начал люди.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Невский проспект»
  • Мечта и реальность в повести Гоголя «Невский проспект»
  • Правда и ложь в повести Гоголя «Невский проспект»
  • Проблематика повести Гоголя «Невский проспект»