Рубка леса (анализ эпизода повести Толстого «Хаджи-Мурат»)
Эпизод «Рубка леса» занимает V главу повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Начало его можно определить предложением «… принялись за рубку леса», окончанием же считать появление наиба Шамиля на белогривом коне.
В основе эпизода лежит назначенная Хаджи-Муратом встреча с Воронцовым. Посланный от мятежника человек встретил караул и просил передать князю Михаилу Семеновичу, что Хаджи-Мурат выедет к нему в то место, где назначена та самая рубка леса.
Участников данного эпизода много: есть главные, их мы отметим отдельно, есть и второстепенные (офицеры и барабанщик). Итак, назовем главных действующих лиц: Полторацкий, Авдеев, Панов, сам флигель-адъютант Воронцов и наиб Хаджи-Мурат.
Начало эпизода – организованная рубка леса. Еще не рассвело, стоял густой туман, который к восьми часам начал подниматься кверху, и рубившие лес смогли оглядеть окрестности. Финал же очень символичен: Хаджи-Мурат доволен тем, как реагируют на его появление русские солдаты. Его лицо освещает веселая улыбка.
Вопрос, который мы можем поставить к этому эпизоду, звучит следующим образом: с чем связан выход наиба Шамиля к русским?
Конфликт данного эпизода отражает конфликт всей повести в целом: противостояние русских и горцев. Здесь же перед нами один из небольших фрагментов, в котором солдат Авдеев случайно получает смертельное ранение.
Перед нами ротный командир Полторацкий. Офицер пребывает в состоянии доброго веселья, наслаждается в компании своих солдат и товарищей. Петр Авдеев ранен и, можно сказать, удивлен этим событием. Молодой человек не показывает боли, стойко переносит страдание. Князь Воронцов не может сдержать радости, ожидая выхода Хаджи-Мурата. Рад и сам появившийся горец, его веселят выбегающие поглазеть солдаты.
Эпизод можно поделить на несколько смысловых частей: первая – рубка леса на рассвете, вторая – ранение солдата Авдеева, третья – появление Хаджи-Мурата. Следует отметить и характерный для Толстого прием: судьбу Петра Авдеева мы узнаем не сразу в этой главе, а только через две. Молодой солдат-весельчак умирает от полученного ранения в живот.
Хочется отметить в качестве важной художественной детали водку. Ее пьют солдаты, чтобы поддержать оживленный разговор, ее же просит раненый солдат Авдеев, чтобы не упасть духом.
Из художественных описаний в этом эпизоде привлекает внимание портрет Хаджи-Мурата. Горец появляется на белогривом коне. Одет он в белую черкеску, на папахе – чалма. Оружие отделано золотом. Автор сразу подчеркивает, насколько внушителен этот человек.
Случайное ранение солдата Авдеева выдает отношение автора к войне. Толстой не раз пытается показать жестокость войны, ее ненужность.
Основная мысль данного эпизода состоит в том, чтобы показать ничтожность жизни простого солдата по сравнению с важными политическими событиями, такими, как выход врага русских - Хаджи-Мурата.
Данный эпизод является ключевым в развитии дальнейшего действия, ведь именно в его финале появляется тот, кого русские так долго ждали, правая рука Шамиля. А дальше перед нами пойдет рассказ о его трагической судьбе.