Семейный и социальный конфликт в пьесе Островского «Гроза»


В пьесе А.Н. Островского «Гроза» поднимается два конфликта: семейный и социальный.

Явным конфликтом становится конфликт семейный, так как все главные герои драмы являются членами одного семейства.

Катерина, Тихон и Варвара терпят различные притеснения со стороны Кабанихи, которая считается главой семейства Кабановых. Но если Варвара приспособилась к такому образу жизни, а Тихон – смирился, так как им пришлось с самого рождения терпеть Кабаниху, то Катерина привыкнуть к жестокости и тирании Кабанихи просто не может. Кабаниха привыкла к тому, что ей безропотно и беспрекословно подчиняются. Она видит, что Катерина не похожа на ее детей, и от этого она паникует, думая о том, что теперь к ней не будет того уважения, к которому она стремилась.

Кабаниха срывается на Катерине и тиранит ее еще больше. Мать Тихона не дает Катерине выражать свои чувства так, как хочется ей, она заставляет придерживаться тех старых порядков, которых в свое время придерживалась она. Катерина, которую выдали замуж за Тихона, не чувствует никакого счастья, она ощущает себя абсолютно чужой данной семье. Катерина пытается найти поддержку и опору в лице мужа, но он слишком подчиняется своей матери и не может защитить Катерину, что только усугубляет ситуацию и делает семейный конфликт более ярким.


Семейный конфликт становится частью социального конфликта. Будь Катерина в семье Кабановых или в другой семье, она все равно бы чувствовала по отношению к себе притеснения. Семья Кабановых – не исключение, а яркий пример патриархального общества. Кабаниха требует к себе уважения, потому что живет по тем правилам, по которым живут и другие люди: младшие должны уважать старших и слушать их во всем.

Многие исследователи и литературные критики утверждали, что в пьесе А.Н. Островского отразились принципы «Домостроя», где говорилось о том, что глава семьи должна быть своеобразной «грозой» и при необходимости строго наказывать домочадцев. В соответствии с этим «Домостроем» жила не только семья Кабанихи, поэтому конфликт выходит за рамки семейного.

Если Катерина чувствует себя одинокой и несчастной, находясь в кругу семьи своего мужа, которого она, к слову, не любит, это значит, что Катерина находится в конфликте не только с семьей Кабановых, но и со всем городом Калиновым. Катерина – человек приезжий, для нее порядки города Калинова странны и непонятны. Вышедши замуж, Катерина, воспитавшаяся в любви и ласке, попадает в «темное царство» с «жестокими нравами». Для героини это превращается в настоящее мучение. Она чувствует, что ее и внешнюю, и внутреннюю свободу ограничивают.

Стремление жить по зову души, а не домостроевским порядкам оказывается непонятым окружающими. Катерина стремится к свободе и к настоящей любви, но и эти стремления жители города Калинова не разделяют и даже не понимают. То, что жители Калинова не понимают Катерину и ее внутренние переживания, указывает на наличие в пьесе приема антитезы: Катерина, будучи «светлым лучом», противопоставляется «темному царству».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины
  • В чём заключается символика названия пьесы Островского «Гроза»?
  • Цитатная характеристика Катерины (по пьесе Островского «Гроза»)
  • Цитатная характеристика Кабанихи (по пьесе Островского «Гроза»)