Сходство и различие женских образов в стихотворениях Толстого «Ты знаешь, я люблю там» и Тютчева «Как неразгаданная тайна...»


В стихотворениях А.К. Толстого «Ты знаешь, я люблю там» и Ф.И. Тютчева «Как неразгаданная тайна» образ женщины раскрывается как нечто таинственное и вызывающее у лирического героя глубокие чувства. Несмотря на сходства в их восприятии женских образов, между ними существуют значительные различия, касающиеся эмоционального отклика и роли женщины в жизни героев.

В стихотворении Толстого женщина изображена через призму глубокой печали и сострадания. Лирический герой чувствует к ней неизмеримую жалость: «и так тебя мне жаль». Этот образ наполнен тоской и выражает глубоко личное страдание, где герой, несмотря на свою любовь к духовному отрешению от мира (как он сам признается: «я люблю там, за лазурным сводом, / Ряд жизней мысленно отыскивать иных»), не может оставаться безучастным. В её «мгновенной печали» он находит что-то непреходящее, поскольку её печаль «в душе моей звучит так долго и так больно». Здесь женщина является причиной того, что герой возвращается к земной реальности, поскольку её страдания касаются его сердца, заставляют страдать его душу. Таким образом, женский образ у Толстого вызывает у героя скорее сострадание и чувство боли, которое нарушает его духовное равновесие и отрешённость.


В отличие от Толстого, в стихотворении Тютчева образ женщины ассоциируется с восхищением и духовным трепетом. Она воспринимается героем как загадка, в которой скрыта «живая прелесть», и этот образ полон тайн и таинственного обаяния: «Как неразгаданная тайна, / Живая прелесть дышит в ней». Женщина в этом стихотворении кажется существом, выходящим за пределы обычного земного восприятия, и даже сам герой не может определить, земное ли это «очарованье» или «неземная благодать». Это подчеркивает двойственность её природы, которая одновременно привлекает и вызывает почтение. Строки «Душа хотела б ей молиться, / А сердце рвётся обожать» отражают смешанные чувства героя: он одновременно стремится поклоняться этой женщине, как высшему существу, и испытывает к ней человеческую страсть. В отличие от женщины в стихотворении Толстого, образ у Тютчева более возвышен и наполнен благоговейным страхом перед её тайной сущностью.

Таким образом, в обоих стихотворениях присутствует таинственный женский образ, вызывающий у героев сильные чувства. Однако у Толстого этот образ вызывает печаль и сострадание, а у Тютчева — восхищение и желание поклонения.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Как меняется внутреннее состояние лирического героя от первой ко второй строфе стихотворения Толстого «Ты знаешь, я люблю там»?
  • Какую роль в стихотворении Толстого «Ты знаешь, я люблю там» играет лексика со значением времени?