«Silentium!» - сравнительный анализ стихотворений Тютчева и Мандельштама


В творчестве Ф. Тютчева и О. Мандельштама, а есть произведения с одинаковым названием «Silentium». «Связаны ли они между собой? Или это просто совпадение?» – вопросы, закономерно возникающие, когда читаешь одинаковые заглавия. На самом деле, внимательный читатель замечает отличие уже в названии: «Silentium» (О. Мадльденштам ) и «Silentium!» (Ф. Тютчев). Восклицательный знак подсказывает, что поэт приказывает или просит молчать (с латинского «silentium» – «молчи»).

Ф. Тютчев написал стихотворение «Silentium!» в 1830 году. Именно это произведение показало, что на литературном небосводе загорелась еще одна звезда. На самом деле, поэт не собирался публиковать стих, ведь ранние произведения он писал для себя. Напечатать его в журнале Тютчева уговорил сослуживец. Считается, что «Silentium!» адресовано супруге Федора Ивановича Элеоноре. Он очень любил женщину, но боялся, что отношения разрушатся, поэтому и настаивает на молчание.

Ключевой образ стиха ¬– лирический герой, призывающий невидимого собеседника молчать. Он утверждает, сто все свои чувства и мечты нужно таить в «душевной глубине». Ими можно любоваться, но разговоры о них – табу. Во втором куплете герой аргументирует свою позицию. Он считает, что другой человек неспособен понять твою душу, а высказанная мысль превращается в ложь.


В последней строфе лирический герой учит, как «жить в себе самом». Оказывается, нужно просто понять, что душа – это целый мир, который оглушается внешним шумом. Только ночью можно погрузиться в себя, ведь дневные лучи разгоняют сокровенные мысли человека. Углубленность в себя, отстраненность от толпы – признак романтического героя. Несмотря на то, что стихотворение «Silentium!» обращено к женщине, невидимого собеседника автор представляет как мужчину. Видимо, таким образом, автор пытается завуалировать жизненную подоплеку.

О. Мандельштам написал произведение «Silentium» в 1910 году. Исследователи его утверждают, что Осип Эмильевич был поклонником творчества Тютчева, поэтому данный стих считается отсылкой к одноименному Тютчевскому творению. Тем не менее, содержания стиха совсем другое. От Тютчева Мандельштам взял разве что «суровость».

Ф. Тютчев был представителем романтизма, О. Мандельштам же выбрал классицистическую тему. Он рассказывает о рождении Афродиты. Первые строки описывают время, когда «она еще не родилась». Все живое вокруг замерло в ожидании, даже моря дышат. Лирический герой призывает к молчанию, чтобы уста обрели «первоначальную немоту» и не нарушали торжественную тишину. В последнем куплете герой просит Афродиту остаться пеной. Видимо, он хочет, чтобы благодатная тишина длилась вечно.

Несмотря на одинаковое название, стихотворения совершенно разные и по содержанию, и по композиции, и по художественному оформлении. Хрупкую связь между стихами устанавливает только мотив тишины. Оба произведения следует читать в контексте биографий Ф. Тютчева и О. Мандельштама.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Вечер» - сравнительный анализ стихотворений Бунина и Фета
  • «Дума» - сравнительный анализ стихотворений Лермонтова и Некрасова
  • Сравнительный анализ стихотворений Тютчева «Она сидела на полу» и Некрасова «Горящие письма»
  • Сравнительный анализ стихотворений Пушкина «Я помню чудное мгновенье» и Фета «Сияла ночь»