Сказочное и реальное в сказке Платонова «Неизвестный цветок»


Одним из выдающихся произведений советского писателя Андрея Платонова является сказка-быль «Неизвестный цветок». Автор пользуется приемом оригинального соединения выдуманного и реального. К первому относится образ главного героя-цветка, который живет как настоящий человек: испытывает трудности, добывая влагу и пищу, огорчается, видит сны, страдает от одиночества.

Мы прослеживаем историю развития цветка от того момента, когда он был еще семечком. Затем, напитавшись влагой, начал расти, выпустил тонкий стебелек. Жизнь цветка полна трудностей. Это настоящая борьба, выживание в сложных условиях. Помощником цветка становится ветер, он приносит сухие пылинки с плодородной земли. Если же ветра нет, цветку совсем тяжело. Но все же, как бы ни обстояли дела, мы видим самый счастливый момент: цветок выкидывает бутон, яркий и мерцающий в темноте. А какой он издает аромат?! Это благоухание чувствуется во всей ближайшей округе.


Представителем реального блока сказки «Неизвестный цветок» является девочка Даша. Она несет письмо на станцию, чтобы оно быстрее ушло и увидело маму, по которой девочка так тоскует. Но приятный и незабываемый аромат цветка сбивает девочку с пути. Она не может пройти мимо пустыря, не завернув туда и не увидев, кто же издает такое благоухание? Цветок не знаком девочке: такого растения нет в ботаническом саду и даже на картинках, которые любит рассматривать девочка. Даша не находит ответа на свой вопрос и у цветка, ведь он не знает своего имени. Но беседу с девочкой цветок поддерживает. Именно в этот момент Платонов сплетает в одну сюжетную линию сказочный и реальный пласты.

Даше и не столь важно, какое имя носит неизвестный цветок. Ей просто жаль, что он живет в таких сложных условиях. И девочка приходит на помощь: созывает друзей, которые трудятся целых 4 дня, удобряя глинистую почву золой и навозом. Героический цветок вознагражден за свои страдания: теперь он не будет одинок, пустырь зарастет травой и цветами. Пионеры постарались, не прошли мимо. Даша же считает цветок своим другом, она приходит попрощаться перед отъездом и всю зиму вспоминает о нем, надеясь на скорую встречу.

Правда, ей так и не суждено было случиться. Цветок не пережил очередную осень. Даша очень расстроена. Она не хочет оставаться на пустыре, и даже его преобразившийся внешний вид ее совсем не радует. Но вдруг девочка увидела цветок, он был еще красивее ее друга. Но сходства все же наметились: новый цветок был таким же сильным и терпеливым, как и его отец.

Даша поняла, что все ее попытки были не напрасны. Цветок оставил потомство, его не забудут. Он не зря трудился и боролся за свое существование. Не зря и Даша привела ребят на помощь. Сказочные мотивы произведения не выбиваются из общего настроения, они дополняют реальную картинку, делают ее, как ни странно, более правдоподобной. Они помогают в полной мере прочувствовать сложившуюся ситуацию, сопереживать, откликнуться. А потом в подобной ситуации тоже не пройти мимо.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Даши в сказке Платонова «Неизвестный цветок»
  • Образ цветка в сказке Платонова «Неизвестный цветок»
  • Главная мысль сказки Платонова «Неизвестный цветок»
  • О чём меня заставила задуматься сказка Платонова «Неизвестный цветок»?