Сказочные и реальные картины в сказке Жуковского «Спящая царевна»


И в литературных, и в народных сказках есть реальное и волшебное. Переплетение двух планов – это не только особенность жанра, но и инструмент для создания интересных и поучительных историй. В. Жуковский также мастерски соединяет эти элементы в произведении «Спящая царевна».

Сказочные и реальные события можно выделить на уровне сюжета и на уровне образов. Царская семья, которая просит у судьбы подарить ребенка – реальное, а вот, предсказание от рака – событие фантастическое. Также обычное явление – пир на честь новорожденной, но вот гости, описанные В. Жуковским сказочное. Дары их тоже волшебные, ведь на самом деле никто не может подарить человеку красоту или счастье, сказав всего лишь одно слово. О проклятьях мы можем слышать и в реальной жизни, но не факт, что они сбываются. В сказке В. Жуковского царь и царевна верят в колдовство, ведь знают, что роковые слова произнесла настоящая чародейка.

После того как царевна укололась веретеном, в сюжете начинают преобладать сказочные картины. Девушка мгновенно засыпает, а вместе с ней замирает весь царский двор, причем все останавливаются, на том месте, где пребывали в момент укола. Царский дворец теперь больше напоминает музей восковых фигур. Все жители стоят нерушимо триста лет, а потом, как ни в чем не бывало, просыпаются. Никто из них не стареет, не замечает, сколько прошло времени.


За триста лет лес зарастает непроходимой чащей и это вполне естественно. Тем не менее, и здесь В. Жуковский добавляет сказочный элемент: находятся смельчаки, которые вызываются разбудить царевну, но никто не возвращается из леса живым. Таким образом, автор показывает, насколько сильна магия фей. Никто не может разрушить чары, пока не придет время.

Когда проходит триста лет, дремучий темный лес преображается. Смелого царского сына встречает не чаща, а цветущие поляны с ручейками и пением птиц. Это превращение также можно считать сказочным, оно как бы подсказывает, что принц на правильном пути. Развязка – пробуждение от поцелуя – тоже создана в духе сказок.

Реальными персонажами в анализируемом произведении можно считать царицу, царя, царевну, царевича, жителей царского двора. Хотя и эти образы таят фантастический элемент – общаются с феями, спят 300 лет и даже не чувствуют времени. Сказочные персонажи – 12 фей и рак-провидец. Кстати, ни одно из фантастических существ не характерно для русского фольклора, все они заимствованы из западных источников. Образ старика, который рассказывает царевичу о волшебном лесе, находится на грани реального и фантастического. С одной стороны это может быть человек, который действительно слышал о царской семье от деда, а с другой – мудрец, который живет более 300 лет и от того знает историю. Аргументом в пользу второй версии является то, что в сказках очень часто появляются волшебные проводники, которые подсказывают герою правильный путь.

В. Жуковский гармонично сплетает фантастические и реальные картины, чтобы не только воспроизвести сюжет западных сказок, но и продемонстрировать свое видение событий.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ сказки Жуковского «Спящая царевна»
  • Чему учит сказка Жуковского «Спящая царевна»?
  • В чём отличие сказки Жуковского «Спящая царевна» от народной сказки?