Слово Гоголя в повести «Портрет»


Н.В. Гоголь в повести «Портрет» особое внимание уделяет языку.

Писатель употребляет в тексте те слова, которые обозначают важные темы и проблемы всей повести: талант, искусство, деньги, слава и др.

Особенностью повести является широкое использование профессионального словаря художника. Рассуждая о творчестве в целом, Н.В. Гоголь разграничивает понятие искусства от понятия ремесла. С помощью употребляемых слов видна негативная окраска по отношению к ремесленникам, которые только «гонятся за модным освещеньем», пишут «модные картинки, портретики за деньги», не создавая истинных произведений искусств, которые завораживают и имеют огромную силу. Н.В. Гоголь показывает свое отношение к искусство с помощью слов и выражений «дар», «ум», «самоотверженный труд», «прелесть кисти» и др., а отношение к ремеслу автор выражает с помощью следующих слов и выражений: «бездарность», «тупоумие», «щегольство», «модные живописцы».


В рассуждениях художника, создавшего портрет ростовщика, и профессора видна авторская позиция относительно искусства: «Талант есть драгоценнейший дар Бога», «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою»; «В ничтожном художник-создатель так же велик, как и в великом»; «Обдумывай всякую работу, брось щегольство — пусть их набирают другие деньги. Твое от тебя не уйдет».

Выражает свое отношение Н.В. Гоголь и к деньгам и славе: «Деньги его имеют прожигающее свойство»; «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил». Чартков, стремящийся к обретению материальных богатств и славы, представлен как отрицательный персонаж.

Н.В. Гоголь выражает свое мнение довольно афористично, цитаты из повести можно использовать в повседневной речи, так как они ярки и лаконичны.

Авторская позиция видна на протяжении всего повествования. Описывая персонажей и их действия, Н.В. Гоголь выражает свое отношение к искусству, материальным богатствам и славе. Герои, которые подались искушению, и все, что с ними связано, описываются при помощи слов с отрицательной коннотацией. Так, Чартков под конец жизни описывается следующими словами и выражениями: «вечная желчь», «зависть до бешенства», «хула на мир и отрицание», «адское намерение», «скрежетал зубами», «ядовитые слова и вечное порицание», «с бешенством тигра», «свирепый мститель», «страшный демон» и др. Герои, которые не отдались власти денег и славы и сохранили в себе душевную чистоту, и все, что с ними связано, описываются при помощи слов с положительной коннотацией. Творчество художника, создавшего портрет ростовщика и покаявшегося в этом, описывается с помощью слов «чудо кисти», «согласной силе и могуществе красоты», а сам художник описывается с помощью таких слов: «прекрасный, почти божественный старец», «светлость небесного веселия» и др. Прежний товарищ Чарткова описывается при помощи слов и выражений «страсть к искусству», «пламенная душа труженика», «пламенное сердце художника» и др.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Опровергает или подтверждает вторая часть повести Гоголя «Портрет» мысль о всевластии зла?
  • Чартков - герой или антигерой? (по повести Гоголя «Портрет»)
  • Антитеза как литературный прием в создании образа Чарткова (по повести Гоголя «Портрет»)
  • В чем трагедия Чарткова? (по повести Гоголя «Портрет»)