Слуги в системе образов пьесы Чехова «Вишневый сад»


В системе образов пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» особое место занимают образы слуг. К слугам относятся восьмидесятилетний лакей Фирс, молодой лакей Яша, горничная Дуняша, гувернантка Шарлотта Ивановна.

Образ Фирса важен при раскрытии представителей прошлого – Раневской и Гаева. Фирс является по-настоящему верным слугой, для которого жизнь хозяев важнее собственной жизни.

На протяжении всего повествования показано, как Фирс заботится о Гаеве; то, что закрытый в имении, которое все покинули, Фирс думает о Гаеве, подчеркивает, что для Фирса главное – существование хозяев. Слуга вспоминает прежние времена, когда еще было крепостное право, говорит о том, что при отмене крепостного права он «не согласился на волю, остался при господах», называет отмену крепостного права «несчастьем».


Раскрывая образ Фирса, А.П. Чехов показывает, что помещики, подобные Раневской и Гаеву, привыкли к тому, что за них все делают другие люди, что они живут благодаря чужому труду тех людей, которые не пытаются менять существующие порядки. Читатель понимает, что с высказыванием Фирса «Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь все враздробь, не поймешь ничего» Раневская и Гаев будут солидарны. Образ Фирса важен в идейно-смысловой содержании: то, что о Фирсе фактически забыли, что его оставили в имении умирать, указывает на гибель помещичьего класса, на смену прошлого настоящим, воплощенным Лопахиным.

Представителю прошлого Фирсу противопоставлены молодые Яша и Дуняша. Фирс пытается показать молодым слугам, как нужно служить хозяевам, однако те ничего не хотят перенимать у него. Фирс уверен, что без него никто в доме не распорядится, что он «один на весь дом». В отличие от Фирса, который готов отдать свою жизнь ради хозяев, Яша и Дуняша думают лишь о собственном существовании. Дуняша считает себя благородной девушкой, она имеет белые-белые руки, постоянно пудрится, смотрясь в зеркало, и носит веер. В отличие от Фирса, который несмотря на старость и болезненное состояние, постоянно чем-то занимается по дому, Яша и Дуняша не выполняют своих обязанностей. Они живут, удовлетворяя собственные потребности. Автор показывает, что образы Дуняши и Яши – это пародийное отражение их хозяев: Дуняша пытается быть похожей на Любовь Андреевну Раневскую своей кокетливостью и благородностью, а Яша пытается быть похожим на дворянство в целом – и ему это удается благодаря своей избалованности, нежеланию трудиться.

Образы Яши Дуняши важны в системе образов, поскольку их можно отнести к представителям будущего. А.П. Чехов, надеясь на то, что в будущем будут царствовать Аня Раневская и Петя Трофимов, оставляет финал пьесы открытой, намекая читателю на то, что царствовать в будущем могут и безнравственные и эгоистичные люди, подобные Яше и Дуняше. В этом случае они перестанут быть слугами, а станут полноценными правителями, какими в свое время были Раневская и Гаев, а после – Лопахин.

Особое место в системе образов занимает гувернантка Шарлотта. А.П. Чехов считал этот образ одним из самых важных во всей пьесе. В отличие от Фирса, Шарлотта ценит свой труд, в отличие от Яши, она не огрубела, в отличие от Дуняши, она не стала высокомерной. С помощью образа Шарлотты автор продемонстрировал конфликт внешней комичности с душевными переживаниями одинокого человека, пытающегося найти свое место в обществе.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Ход времени в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Своеобразие сюжетного построения пьесы Чехова «Вишневый сад»
  • Роль предметно-бытовых деталей в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Образы-лейтмотивы в пьесе Чехова «Вишневый сад»