Смех и слезы в сборнике рассказов Довлатова «Чемодан»
В сборнике рассказов С.Д. Довлатова «Чемодан» соединяются воедино смех и слезы.
Писатель использует в своих произведениях тонкий юмор, который заметен лишь при тщательном чтении и анализе. Сами рассказы, входящие в сборник, считаются юмористическими рассказами.
Многие ситуации, описанные в сборнике, имеют юмористический характер. Таких ситуаций во всем сборнике насчитывается большое количество. Например, рассказчик Сергей Довлатов рассказывает о том, как была представлена скульптура Ленина с двумя кепками: одной – на голове, другой – в руке (рассказ «Номенклатурные полуботинки»).
Другим примером становится фраза одной из второстепенных героинь Галины: «Я пива не употребляю. Но выпью с удовольствием...» (рассказ «Шоферские перчатки»). Еще одним примером из того же рассказа «Шоферские перчатки» может послужить ситуация, когда Шлиппенбах снимал кино, в котором хотел обличить пьянство русского народа, самостоятельно употреблять алкогольные напитки.
Многие фразы, выражения и даже целые эпизоды в сборнике вызывают у читателя смех. Однако, как говорил Н.В. Гоголь, это смех сквозь слезы. С помощью нелепых и смешных ситуаций С.Д. Довлатов показывает абсурдность жизни в те времена. Все сатирические приемы используются автором, чтобы поднять важные и актуальные для того времени проблемы.
То, что в редакции газеты отказались публиковать рассказ о таланте Евгения Эдуардовича Холидея из-за его фамилии, демонстрирующей нерусское происхождение (рассказ «Приличный двубортный костюм»), с самого начала вызывает смех, но от осознания того, что такая несправедливость была на самом деле, выступают слезы.
С.Д. Довлатов неслучайно акцентирует читательское внимание на постоянном пьянстве большинства персонажей рассказов: он показывает, что в условиях абсурдности существования пьянство становится единственным способом уйти от реальности.
Ироничен рассказ о зарождающихся и набирающих темп противоречиях между братьями Савелием и Леонидом Данчиковскими, которые пошли в литературной сфере разными путями (рассказ «Поплиновая рубашка»). Однако за этой иронией стоит обличение такого порока, как приспособленчество.
Уже в предисловии ко всему сборнику говорится о трагичности существования главного героя Сергея Довлатова в СССР: «Я оглядел пустой чемодан. На дне – Карл Маркс. На крышке – Бродский. А между ними – пропащая, бесценная, единственная жизнь». Все то, что описал С.Д. Довлатов в своих восьми рассказах, является признаком «пропащей жизни». То, что главный герой за многолетнюю жизнь в СССР смог нажить столько вещей, что они с легкостью поместились в один чемодан, и то, что эти вещи за границей главному герою даже не понадобились, говорит о нелепой и абсурдной жизни в СССР. С каждым предметом одежды, которые оказались в чемодане главного героя, связываются многочисленные попытки найти свое место, найти себе применение. И, как показывает С.Д. Довлатов, все эти попытки и стремления оказались нереализованными в реальной жизни. То, что главный герой был вынужден уехать из страны и перебраться в США, говорит о существующих в те времена гонениях.