Смешное и трагическое в комедии Фонвизина «Недоросль»


Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» имеет отличительную особенность: в ней смешное тесно переплетается с трагическим. Драматург выбирает жанр комедии и использует сатирические приемы не столько для того, чтобы повеселить читателя и зрителя, сколько для того, чтобы раскрыть общественные пороки; а порочность общества не может быть смешной, она может быть только трагической.

Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» имеет отличительную особенность: в ней смешное тесно переплетается с трагическим. Драматург выбирает жанр комедии и использует сатирические приемы не столько для того, чтобы повеселить читателя и зрителя, сколько для того, чтобы раскрыть общественные пороки; а порочность общества не может быть смешной, она может быть только трагической.Комедия начинается с того, что госпожа Простакова ругает крепостного Тришку за то, что он, не являясь профессиональным портным, сшил для Митрофанушки узкий кафтан. Данная сцена вызывает смех, однако читатель осознает, что госпожа Простакова жестоко и грубо относится к своим крепостным, что является по-настоящему трагическим явлением.

Читателю становится смешно, когда он узнает об увлечениях и пристрастиях Скотинина. Любовь героя вызывает у читателя смех, однако на самом деле ценности Скотинина носят трагический характер, ведь в свиньям дворянин Скотинин относится намного лучше, чем к людям, в особенности к крестьянам.


Д.И. Фонвизин особое внимание уделяет образованию Митрофанушки. Учителя часто приходят в дом Простаковых просто так, потому как госпожа Простакова не хочет, чтобы ее сын перетруждался за занятиями. Сам Митрофанушка не хочет учиться, а хочет жениться. Два-три года он учится грамоте, арифметике, французскому языку и наукам, ничему при этом не научившись. Митрофанушка и его мать впервые слышат про такую науку, как география. Сами учителя, несколько лет обучающие Митрофанушку, толком не разбираются в преподаваемых предметах. Все это смешно, но до того момента, пока не осознаешь, к чему может привести общество такое отношение к образованию. Госпожа Простакова искренне недоумевает по поводу того, зачем им, дворянам, изучать географию, если возить в определенные места должны кучера. Казалось бы, это высказывание, вызывающее смех, однако смех быстро сменяется на грусть от того, что люди необразованы и считают это в порядке вещей.

С помощью многочисленных комических картин Д.И. Фонвизину удалось поднять важные общественные проблемы, которые не могут вызывать смех из-за своей серьезности.

О том, что в основе комедии лежит на самом деле трагедия общества, ярко указывает финал. Потеря госпожой Простаковой власти, грубое отношение Митрофанушки к собственной матери – все это уже не вызывает смех, так как читатель понимает, к каким результатам приводят жестокость и необразованность. Автор показывает: то, что сначала вызывает смех, приводит к настоящей трагедии, при которой уже невозможно смеяться.

Таким образом, те сцены, которые написаны с помощью сатирических приемов и которые первоначально вызывают у читателя смех, на самом деле носят совершенно другой оттенок. Смешное и трагическое сливаются воедино. Трагедию общества Д.И. Фонвизин отобразил с помощью смешных и комичных сцен. И от того, что некоторые сцены вызывают смех, явления действительности не перестают носить трагический характер. Если пользоваться определением Н.В. Гоголя, то в комедии «Недоросль» наблюдается «смех сквозь слезы».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Один день в дома Простаковых глазами школьника XXI века
  • Экзамен Митрофанушки (анализ эпизода комедии Фонвизина «Недоросль»)
  • Актуальность комедии Фонвизина «Недоросль» в наши дни
  • Добро и зло в комедии Фонвизина «Недоросль»