«Смерть и воин» - анализ главы поэмы Твардовского «Василий Теркин»


Глава «Смерть и воин» важна в содержательном плане. Здесь автор поэмы «Василий Теркин» использует прием психологизма. Образ Смерти в разговоре с главным героем обнажает все военные раны того времени. В то же время показана победа простого русского воина над смертью.

Главу можно разделить на 2 неравные части: в первой части Смерть приходит к Василию Теркину, чтобы забрать его с собой. Она уверена в том, что центральный персонаж – уже не жилец.

Вторая же часть, состоящая из 8 строк, представляет собой мысли Смерти о том, что солдаты слишком дружны, чтобы забирать их с собой.

Центральные персонажи данной главы – Василий Теркин и Смерть.

Смерть в главе олицетворена. Она представлена как ответственная и пунктуальная женщина, которая в срок пришла за умирающим солдатом. Однако она не может забрать Теркина с собой без его соглашения, он должен заключиться определенный договор.


В то же время Смерть – отличный психолог. Она уговаривает Василия Теркина пойти с ним, аргументируя, что так все его мучения закончатся. Она привлекает его, зовет с собой, называя себя подругой Теркина. Смерть говорит, что не нужно ее бояться, что Теркин – все равно уже не жилец. Она уверяет главного героя, что, только пойдя с ней, он сможет обрести покой, где ему навеки станет тепло. Смерть хочет сделать все максимально быстро, поэтому предлагает Теркину решать «короче», чтоб и ему «не мерзнуть зря», и ей не тратить впустую свое убийственное время.

Смерть, выступая психологом, говорит о том, что если Теркин останется жить, он вновь увидит тот холод и грязь, те страшные картины военной жизни, которые никогда не сделают его прежним. На отрицания главного героя она вновь ему приводит контраргумент: вся его родная земля уже разгромлена и больше ничего ему не принесет счастья в жизни.

Василий Теркин крепко и твердо переносит такой сложный разговор. В самые сложные для себя времена главный герой смог не упасть духом и вступить в борьбу с самой Смертью. Он не согласен собственной рукой подписывать себе смертный разговор. Вначале он вообще удивлен тому, что к нему пришла Смерть, ведь он ее не звал, ведь он еще живой. Теркин, уверенный, что сможет перетерпеть и такие трудности, в разговоре со Смертью начинает «торговаться». Василий Теркин не может согласиться с предложением Смерти, доказывая это тем, что он толком еще не жил, а ему этого очень хочется. Он уверен, что после победы русских над вражескими войсками он вернется домой и вновь устроит в нем тепло и уют.

Кульминацией главы становится момент, когда «со Смертью Человеку спорить стало свыше сил». Теркин соглашается на предложение Смерти, но только с одним условием: ему будет дан «отпуск» в день победы советской армии над врагами, чтобы он смог услышать победный салют над Москвой. Услышав отказ, Теркин категорично отвечает Смерти, что он никогда не сдастся ей по своей воли, что он обязан бороться за собственную жизнь. Он требует, чтобы Смерть уходила от него.

Большое значение имеют второстепенные герои – двое из похоронной команды. Здесь автором поднимается другая проблема. Уже долгое время героям приходится «подбирать» тела умерших людей, но такое никогда не станет обыденным, они признаются, что нести мертвого человека намного тяжелее, чем живого. Когда товарищи несут Теркина в санбат, они делают это бережно, стараясь не покалечить его и спасти его жизнь. Деталь – перчатки, которые отдают двое из похоронки, чтобы Теркин согрел руки, – подчеркивает неравнодушие людей к жизни чужого человека, а особенно солдата, борющегося за существование Родины. Так А. Т. Твардовский показывает, что солдатам на войне была важна жизнь каждого русского воина.

Смерть, которая все это время идет рядом с товарищами в надежде на свою удачу, впервые понимает, что ее сила не безгранична, что в борьбе с Человеком она не всегда способна на выигрыш. Смерть понимает, что русский народ настолько силен духом, настолько сплочен и дружен, что она не в силах с ним совладать. В этом и заключается главный пафос главы «Смерть и воин». А.Т. Твардовский демонстрирует, что даже смерть признает достоинства русского народа, что она не способна победить русских солдат. Автор призывает людей к единению, потому что именно так смерть будет нипочем.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Перед боем» - анализ главы поэмы Твардовского «Василий Теркин»
  • «Два солдата» - анализ главы поэмы Твардовского «Василий Теркин»
  • «Дед и баба» - анализ главы поэмы Твардовского «Василий Теркин»
  • «Кто стрелял?» - анализ главы поэмы Твардовского «Василий Теркин»