Смысл названия поэмы Маяковского «Облако в штанах»
Владимир Владимирович Маяковский – футурист, поэт-бунтарь, ворвавшийся в русскую литературу в начале 20 столетия. Его произведения внесли свежую струю в поэзию Серебряного века. Сегодня мы остановимся на поэме «Облако в штанах», занявшей особое место в творчестве поэта. Сам Маяковский именовал ее новым трактатом современного искусства.
Композиционно поэма состоит из 4 частей. И это не случайно. Каждая из структурных частей последовательно отрицает любовь, существующее искусство, общественный строй и религию. Произведение будто пропитано бунтарским духом поэта. Лирический герой, двадцатидвухлетний молодой человек, предстает перед читателями сначала сгорающим от неразделенной любви к девушке по имени Мария, затем ставящим ярлык «ничто» над всем, что было создано до него, дальше тринадцатым апостолом, идущим под знаменем революции и воспевающим ее, а в завершении человеком, идущим против самого Бога. Вот каково краткое содержание этого произведения. Только из него не совсем понятно, что за облако в штанах и почему Маяковский именно так называет свою поэму. Давайте будем разбираться.
Первоначально поэма имела другое название – «Тринадцатый апостол». Так в третьей части произведения Маяковский именует самого себя. Поэт вспоминал, что когда принес поэму с таким названием в цензуру, его прямо спросили, не захотел ли он на каторгу? Конечно, на каторгу Маяковскому уж никак не хотелось. Из принесенной поэмы выбросили шесть страниц и то самое пресловутое заглавие. Автору пришлось думать над новым названием. Почему же «Облако в штанах»? Все дело в том, что в цензуре Маяковскому задали и еще один вопрос, как он может соединить воедино лирику и грубость? На что поэт ответил, что может стать безумно нежным, переродившись из мужчины в облако. От родовой принадлежности останутся только лишь штаны. Эти строки потом перекочуют и в саму поэму.
Новое заглавие повлияло на восприятие поэмы. Первое название связано с образом поэта-пророка, ведущего за собой, спасшего человечество ценой собственной жизни. У поэмы есть и символичный подзаголовок – тетраптих. С изменением названия и он совершенно теряет свой смысл. Четыре части поэмы отсылали нас к образу складни, состоящей из 4 икон. С уходом тринадцатого апостола теряется и эта связь.
Хотя не все так печально. Как оказывается, Маяковский, работая над поэмой, предполагал назвать ее «Облако в штанах». Поэт даже признавался, что такой заголовок появился еще до написания цельного текста произведения. Это выражение возникло в воображении автора неслучайно: однажды, возвращаясь поездом из Саратова в Москву, поэт именно так представился соседке по купе. Правда, быстро сообразил, что подобное выражение будет очень интересным для стиха, поэтому не надо его вот так просто раскидывать. Поэт даже стал допытывать девушку, пытаясь убедиться, что она уже забыла сказанное. Спустя два года Маяковскому на самом деле понадобилось это словосочетание. Именно так он назвал целую поэму.