Смысл названия повести Мурашовой «Класс коррекции»


Основными героями повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции» являются ученики коррекционного класса 7 «Е». Автор неслучайно называет свое произведение «Классом коррекции».

На первый взгляд кажется, что название связано с детьми из коррекционного класса, ведь именно они находятся в центре всего повествования. Однако название имеет и более сложное и глубокое значение.

В педагогической деятельности коррекцией считается система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Но ответим на вопрос: пытаются ли учителя ослабить или исправить те недостатки развития, которые есть у «ешек»? Утвердительно можно сказать только о новом учителе географии Сергее Анатольевиче, который пытается доказать, что дети коррекционного класса нуждаются в помощи, что их не нужно формировать в единый класс, а лучше заниматься с ними, если они будут находиться наравне со всеми.

Остальные же учителя, включая классного руководителя 7 «Е» Клавдию Николаевну и завуча гимназии Елизавету Петровну, не обращают никакого внимания на детей из класса коррекции. Они только презирают и унижают их достоинства, называя болванами и антиобщественным явлением.


Во время обучения «ешек» не происходит никаких действительно корректирующих их поведение действий. Класс коррекции – это всего лишь название, гимназия ничего не делает для того, чтобы изменить детей из этого класса, дать им хорошее образование и изменить их взгляды на жизнь.

Еще особенность названия повести заключается в том, что коррекция всегда предполагает возможность исправления. Но все ли дети из 7 «Е» способны измениться? Разве может Юра Мальков, который с самого рождения прикован к инвалидной коляске, изменить свое физическое здоровье? А Мишаня, который имеет проблемы со зрением и со слухом? То, что эти дети имеют проблемы по здоровью, не говорит о том, что у них есть задержки в развитии, однако они оказываются именно в таком классе. Ни о каком образовании и развитии нет и речи.

Неизвестно, по каким причинам в «Е»-классе оказывается Антон Антонов. Те вспышки гнева, про которые говорит Клавдия Николаевна, если работает психолог, лечатся. Но гимназии проще перевести умного и образованного мальчика, чем заняться его психическим здоровьем.

В повести Е.В. Мурашовой понятие «класс коррекции» выступает не в педагогическом аспекте, а в общественном. В 7 «Е», как отмечает рассказчик, отправляли всех «уродов» и «отбросов». Обществу было проще и легче собрать всех неприятных внешне или эмоционально детей и отгородить своих детей от их влияния. Класс коррекции – это дети, считающиеся «браком». Общество уверено в том, что судьба этих детей предрешена и что ее нельзя изменить. Взрослые, включая основной педагогический состав, не пытаются «откорректировать» класс коррекции.

Примечательно, что в финале произведения автор пишет о том, что 7 «Е» расформировывают. Именно так поступают с детьми, которым и так не повезло в жизни. Пантелей не огорчается расформированию, высказывая свое мнение: «Хватит, откорректировались». Эти ироничные слова показывают, что гимназия не сделала то, что должна была сделать относительно коррекционного класса.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ финала повести Мурашовой «Класс коррекции»
  • Нужно ли милосердие в нашей жизни? (по повести Мурашовой «Класс коррекции»)
  • Взрослые проблемы детей в повести Мурашовой «Класс коррекции»
  • Проблематика повести Мурашовой «Класс коррекции»