Смысл названия рассказа Чехова «Человек в футляре»


Смысл названия рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» тесно связан с образом главного героя произведения, а также с особенностями современного автору общества.

В центре читательского внимания учитель греческого языка Беликов. О нем рассказывает коллега. Мужчина преподает в гимназии, известен всему городу своими странностями. Беликов постоянно пытается оградиться от внешнего воздействия. Он всегда носит калоши, пальто и зонтик. Даже жаркая погода для него не является причиной сменить наряд и оставить зонтик дома. Учитель поднимает воротник и носит темные очки, чтобы закрыть лицо. На извозчике он просил поднимать вверх, а уши закладывал ватой. Казалось, что мужчина пытается спрятать себя в футляр. Мелкие личные вещи – зонтик, перочинный нож, часы – герой хранил чехольчиках.

Даже предмет, который Беликов преподавал в гимназии не случайный. Древнегреческий язык тоже, как бы спрятан в футляре старины. Не удивительно, что мужчина говорит о нем с восторгом. Свои мысли герой пытался скрыть от окружающих, чтобы чего не вышло. Кстати, фраза «как бы чего не вышло» – его девиз. Беликов боялся действительности, поэтому признавал только запреты.

В гостях у товарищей Беликов также не мог избавиться от своего футляра. Он молча сидел пару часиков, а потом уходил. Постепенно Беликов посадил в футляры своих коллег. Учителя и даже директор знали, что мужчина может доложить начальству даже о мелких их нарушениях, поэтому боялись его. А.П. Чехов с иронией говорит, что человечек с зонтиком и в калошах «держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет».


Влияние главного героя распространилось, кажется, на весь город. Дамы не устраивали дома скандалов, духовенство при нем не играло в азартные игры и не кушало скромное. А.П. Чехов говорит, что таких «футлярных людей», как Беликов развелось за последние десять-пятнадцать лет много. Они держали в страхе весь город.

В конце рассказа Иван Иванович размышляет над актуальной для общества его времени проблемой. Он с грустью и разочарованием говорит, что люди в городе живут «в духоте и тесноте». А разве такие условия жизни не похожи на чехол? Видимо, «футлярных людей», действительно много, раз от тесноты страдают все. Существуя среди такого общества, сам постепенно упаковываешься, чтобы выжить.

В рассказе есть еще один яркий образ человека, который живет «в чехле». Это Мавра, о которой говорили Буркин и Чимша-Гималайский. Женщина всю жизнь провела в селе. Ни города, ни железной дороги она не видела. Последний десяток лет она провела за печью. Видимо, женщина оказалась в футляре не по своей воле, а из-за обстоятельств. Хотя мы понимаем, что при желании она могла прожить жизнь по-другому.

Таким образом, «человек в футляре» – тот, кто пытается всеми способами оградить себя от действительности. О таких людях и их влиянии на общество рассказывает А.П. Чехов в одноименном рассказе. Название подсказывает читателю, на какую нравственную проблему нужно обратить внимание.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • История несостоявшейся женитьбы и ее роль в рассказе Чехова «Человек в футляре»
  • Композиция рассказа Чехова «Человек в футляре»
  • Чему учит рассказ Чехова «Человек в футляре»?
  • «Футлярные» люди в рассказе Чехова «Человек в футляре»