Сопоставительный анализ баллады Пушкина «Песнь о Вещем Олеге» и эпизода «Смерть Олега» в «Повесть временных лет»
В творческом багаже гениального русского поэта Александра Пушкина есть множество произведений разного жанра, в том числе и баллады.
«Песнь о Вещем Олеге» основана на рассказе, записанном в «Повести временных лет». Поэта заинтересовал образ князя Олега и его печальная история.
Пушкин писал балладу, находясь в ссылке. Поэтому в ней отобразились не только исторические события, но и вопросы свободы и верности, которые так волновали поэта.
«Песнь о Вещем Олеге» основана на одном эпизоде из «Повести временных лет», однако она воспринимается, как оригинальное сочинение. Сопоставляя балладу Пушкина и отрывок из летописи, мы можем найти существенные различия.
Сближает произведения то, что они имеют одинаковый сюжет: пророчество мудрого старца, первое прощание князя с конем, второе прощание с конем спустя несколько лет, гибель Олега. Но описаны эти события по-разному. Поэтому мы воспринимаем балладу, как отдельное уникальное произведение.
Рассказ о князе Олеге в «Повести временных лет» изложен летописцем сухо и беспристрастно. Это объяснялось тем, что летопись должна была носить, прежде всего, информационный характер, объективно передавать факты, не иметь ярко выраженной экспрессивной лексики. Поэтому в Повести просто перечисляются факты, описываются действия героев без авторского мнения. Здесь нет места рассуждением или авторским эмоциям.
«Песнь о Вещем Олеге» Александра Пушкина напротив написана в экспрессивной форме. Баллада насыщена множеством художественных приемов: эпитетами, метафорами, сравнениями и т.д. Поэт дает яркую характеристику героям, описывает их чувства и переживания, выражает свою авторскую позицию по отношению к событиям и персонажам.
Важным отличием есть и то, что эпизод о князе в Повести записан прозой, а Пушкин создал балладу в стихах. Поэтому баллада обладает большей лиричностью, душевностью.
Летописец дает сухую характеристику персонажам, а Пушкин ярко описывает главных героев. Так, например, старый мудрец, который рассказал Олегу о его судьбе, в Повести назван волхвом, а поэт называет его вдохновенным кудесником.
В балладе сцена прощания Олега с конем описана очень трогательно, тогда как в летописи это событие подается сдержанно. Пушкинский Олег более эмоционально реагирует на расставание с конем, ведь считает его своим верным другом, а летописный Олег просто отдает коня, чтобы избежать пророчества. Прощание князя с конем поэт изображает, как расставание двух привязанных душ, а не как хозяина и животного. Невзирая на свое положение, могучий князь склоняет голову к преданному коню. Лицо его сейчас выглядит очень угрюмым, и даже печальным.
Анализ двух произведений показал, что история князя Олега подается по-разному в «Повести временных лет» и «Песне о Вещем Олеге».