Сопоставительный анализ звучания темы любви в стихотворениях Берггольц «Я сердце свое никогда не щадила» и Лермонтова «Измученный тоскою и недугом»


Стихотворения Ольги Берггольц «Я сердце свое никогда не щадила...» и Михаила Лермонтова «Измученный тоскою и недугом…» раскрывают тему любви, однако делают это с разным эмоциональным настроем и взглядом на саму природу этого чувства. У Берггольц любовь представлена как неотъемлемая часть жизни, наполненная как страданиями, так и радостью, и даже противоречивые эмоции становятся источником счастья. У Лермонтова же любовь окрашена в трагические и безысходные тона, воспринимается скорее как недостижимый идеал, рождающий страдания и чувство отчуждения.

В стихотворении Берггольц любовь, несмотря на свою сложность и противоречивость, остается для героини источником счастья. Её чувства полны боли, слёз и переживаний, но она осознаёт, что в этом и заключается её счастье. В каждой строфе повторяется рефрен: «И всё-таки всё это — счастье». Этот повтор подчеркивает, что даже трудности и печаль, испытанные из-за любви, не отнимают у неё радости от полноты прожитых чувств. Героиня не боится боли и открыто принимает все, что приносит любовь, считая, что это часть её жизненного опыта.

Берггольц пишет:

«Пускай эти слезы и это удушье,
пусть хлещут упреки, как ветки в ненастье.
Страшней — всепрощенье. Страшней — равнодушье»

Для героини любовь — это не просто радость, но и эмоциональная напряженность, борьба, насыщенная полная жизнь. Она видит в равнодушии, во «всепрощении» — настоящую угрозу, пустоту, в которой теряется смысл. Такой взгляд делает её восприятие любви многогранным, где счастье неотделимо от боли и переживаний.

В стихотворении Лермонтова любовь отражена как трагическое и мучительное чувство, связанное с глубокой тоской и неприятием. Лирический герой, страдающий от недуга и угасания, воспринимает свою возлюбленную как нечто недостижимое, будто «счастье рая для демона, изгнанника небес». Это сравнение подчёркивает идеализацию объекта любви, недостижимость и отчуждённость, которые причиняют герою глубокие страдания. Он не получает ответных чувств и считает себя отверженным, чем усиливает своё чувство одиночества.


В отличие от героини Берггольц, которая видит в любви, несмотря на её сложность, источник счастья, герой Лермонтова испытывает к возлюбленной чувства, напоминающие смесь вины, униженности и тоски. Он винит себя в том, что, возможно, «другую мог хвалить» и за это получил «мщенье». Его любовь, лишенная взаимности, становится для него источником страданий и отчуждения, не приносящим ему ни радости, ни покоя.

Сравнительный анализ: различия в восприятии любви

1. Открытость чувствам vs. трагическое отчуждение:

У Берггольц любовь, со всеми её противоречиями, остаётся источником радости и полноты жизни. Её героиня принимает всю гамму чувств и видит в этом счастье. У Лермонтова любовь становится проклятием и источником страданий, недостижимым идеалом, от которого герой испытывает глубокую тоску.

2. Взаимность vs. отчуждение:

В стихотворении Берггольц не акцентируется внимание на взаимности, для неё важнее сам процесс переживания и готовность жертвовать собой ради чувств. У Лермонтова, напротив, отсутствие взаимности усиливает боль, любовь для него становится недоступной и отвергнутой. Возлюбленная Лермонтова холодна и «горда одной своею красотою», что делает её недоступной для героя и усиливает его страдания.

3. Счастье через любовь vs. любовь как гибель:

Героиня Берггольц находит счастье в самой интенсивности чувств, даже если они приводят к слезам и боли. Для героя Лермонтова любовь становится причиной его «изгнания», недостижимой мечтой, которая уводит его от счастья. Он переживает свою любовь как разрушительное чувство, мучительно ощущая себя отвергнутым и униженным.

Таким образом, у Берггольц любовь — это активное, принимающее состояние, которое, несмотря на сложность, остаётся для героини источником счастья. У Лермонтова любовь — это неизбежное страдание, связанное с тоской и недостижимостью, где счастье оказывается лишь иллюзорной мечтой, недоступной для героя.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Каким смыслом наполнено понятие «счастье» в стихотворении Берггольц «Я сердце свое никогда не щадила»?
  • Какую роль в стихотворении Берггольц «Я сердце свое никогда не щадила» играет приём контраста?