Социально-историческое и вечное в характере Обломова (по роману Гончарова «Обломов»)


В характере Ильи Ильича Обломова, центрального персонажа романа И.А. Гончарова «Обломов», наблюдается социально-историческое и вечное.

Социально-историческое проявляется в том, что Обломов показан как представитель дворянско-помещичьей среды. То есть Обломов представлен как часть определенного класса современной автору романа России. И.А. Гончаров, демонстрируя апатичный характер Обломова, показывает, что дворянско-помещичья среда обречена на гибель. В романе показана не только «обломовщина», но и ее причины. А причины эти кроются как раз-таки в социальном укладе жизни патриархальной России. И.А. Гончаров обращается к прошлому Обломову, начиная с его детства. В романе показано, что сонная обстановка Обломовки и родительское воспитание из любознательного мальчика превратили Обломова в ленивого и бездеятельного человека. «Обломовщина» возникает в результате внешних обстоятельств, окружающей человека среды. В произведении показано воздействие социума на человека. И.А. Гончаров, особое внимание обращая на образ Обломова и на «обломовщину», показывает, что и другие представители того времени имели черты «обломовщины». Гости Обломова Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев – своеобразные двойники Обломова. Вступившие в брак Андрей Штольц и Ольга Ильинская получили, как отмечается в повествовании, все то, о чем мечтал Обломов.

Однако внутренние черты Обломова свойственны не столько людям того времени, сколько людям вне зависимости от времени. Лень Обломова связана с тем, что он привык надеяться на кого и на что угодно, лишь бы не на себя. Обломов надеется на лучшее будущее, мечтает о чем-то, но не пытается самостоятельно прийти к тому, о чем он мечтает. Эта мечтательность, тесно связанная с бездействием, является вечной характеристикой людей. Как в прошлом, так и в современности, многие люди думают о том, что судьба предопределена, поэтому не нужно стараться что-то делать. Многие люди верят в лучшее будущее, но ничего не делают для того, чтобы оно действительно пришло. Терпение, покорность и смирение с собственным существованием и окружающей действительность – вечные людские черты.


Обломов не привык к любому виду деятельности, он привык, что за него все выполняют другие люди. Деньги, на которые нужно жить, по Обломову, приходят неизвестно откуда, сами собой. Люди всех времен и народов постоянно стремятся к такому же образу жизни: чтобы они не работали, а деньги появлялись из неоткуда, чтобы можно было ничего не делать, но жить в свое удовольствие, ни в чем себе не отказывая.

О том, что Обломов – вечный образ, говорит то, что многие черты «обломовщины» есть в каждом человеке современного мира. Времена меняются, общество развивается, но черты «обломовщины» можно наблюдать и по сей день.

Таким образом, в образе Обломова воплотились черты дворянско-помещичьей среды, но герой становится вечным образом, так как он имеет множество внутренних качеств, свойственных людям любых эпох.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Обломов» как социально-психологический роман
  • Простота и сложность романа Гончарова «Обломов»
  • Обломов как русский национальный тип (по роману Гончарова «Обломов»)
  • Споры вокруг образа Обломова (Добролюбов, Дружинин, Овсяников-Куликовский, Лосский, Пришвин)