Спор Паншина и Лаврецкого (анализ эпизода романа Тургенева «Дворянское гнездо»)


В романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» изображается Россия середины 19-го века. В это время сформировалось два противоположных общественных мнения: консервативное и либеральное. Консерваторы были ярыми монархистами, либералы, поклонники Гегеля, ратовали за преобразования. Тургенев, передовой человек своего времени, не мог не отразить социальных противоречий в своем романе.

Эпизод спора Паншина с Лаврецким находится в XXXIII главе. Фрагмент выполняет несколько задач: он помогает лучше понять характеры героев, раскрывает их мировоззрение, показывает состояние общественной мысли и особенности социальных отношений в России. По сути, он является художественным изображением идей русской интеллигенции 1850-х годов.

Это была не первая встреча Паншина с Лаврецким. Он как-то уже пытался завоевать расположение «прекрасного человека», но ему не удалось. Владимир Николаевич сформировал о Лаврецком мнение как об озлобленном, несимпатичном и смешном человеке.

Особенность характера Паншина состояла в том, что, о чем бы он ни говорил, в итоге разговор переходил на него самого. Его рассуждения о важных вопросах похожи на игру артиста на сцене. Он не пропускает мысли через душу, им руководит холодный расчет. Лаврецкий отмечает красоту, ум, изящество Паншина, и все-таки он внушает ему неприязнь. Паншин, умеющий хорошо чувствовать отношение другого человека к нему понимает, что его обаяние не повлияло на Лаврецкого.


В этот вечер Паншин пустился в поэзию, он прочел несколько стихотворений Лермонтова, среди них была «Дума», в которой поэт делится мыслями о своем поколении. Паншин, продолжая тему, стал упрекать новейшее поколение. Разумеется, рассуждения скоро перешли на его личность, он стал говорить о том, что сделал бы, имея власть. Он утверждает, что Россия отстала от Европы, что русские даже мышеловки не выдумали. В его словах звучит презрение к России и преклонение перед Европой. Лаврецкий, молчавший до поры до времени, не выдержал и стал возражать Паншину, он выступил в защиту России и новейшего поколения.

В речи Паншина почувствовалось озлобление, которое, казалось, имело конкретного адресата. Он говорил с раздражением, заносчиво, забыв о своей показной обаятельности, вежливости, перешел на личности, назвав оппонента отсталым консерватором. Лаврецкий во все время спора оставался невозмутимым и развенчал все утверждения собеседника. По его мнению, скачки и надменные переделки недопустимы, что он подтвердил личным опытом. Федор Иванович особо остановился на вопросе народной правды, сам он собирался пахать землю и тем самым приносить пользу. Паншин парировал, что не каждый на это способен и попытался перевести разговор на другую тему.

Этот спор показывает продуманность жизненных позиций Лаврецкого, который говорит о судьбе России с душой, пропуская заботу о ней через свое сердце. Паншин хорош в своих пафосных речах только в глазах людей, подобных Марье Дмитриевне, которая ничего не смыслит ни в политике, ни в экономике, ни в общественном мнении.

Несмотря на то, что Паншин критикует своих современников, хочет все переделать, он является представителем консерваторов. Он государственный служащий, чиновник, а у них обычно дальше красивых слов дело не идет. Лаврецкий находится на стороне либералов и предлагает заниматься делом, а не разглагольствовать попусту.

Таким образом, эпизод показывает расстановку общественных сил в России. Читатель понимает, что симпатии Тургенева находятся на стороне Лаврецкого, он его устами выразил собственные взгляды.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Встреча Лаврецкого с Лизой в монастыре (анализ эпизода романа Тургенева «Дворянское гнездо»)
  • Трагическая музыка любви в романе Тургенева «Дворянское гнездо»
  • Счастье или долг в романе Тургенева «Дворянское гнездо»
  • «Новизна содержания» романа Тургенева «Дворянское гнездо»