Сравнительная характеристика Сережи Довлатова и Виктора Дмитриева


Центрального героя-рассказчика сборника рассказов С.Д. Довлатова «Чемодан» Сергея Довлатова можно сравнить с главным героем повести Ю. В. Трифонова «Обмен» Виктором Дмитриевым.

Главное сходство между Довлатовым и Дмитриевым заключается в том, что оба персонажа являются представителями тогдашней интеллигенции. С.Д. Довлатов и Ю.В. Трифонов демонстрируют своих героев в быту, на фоне тогдашней действительности. И Довлатов, и Дмитриев оказываются вовлеченными в проблемы, рожденными эпохой.

Сергей Довлатов и Виктор Дмитриев – интеллигенты, которые обременены бытом. Писатели показывают, что их герои тонут в повседневной жизни со всей ее абсурдностью. Жизнь Довлатова и Дмитриева наполнены различными проблемами психологического и нравственного характера.

Сходство между персонажами заключается также в том, что и Довлатов, и Дмитриев чувствуют себя одинокими, находясь в огромном скоплении людей. В сборнике рассказов «Чемодан» все персонажи, которые связаны с главным героем, не представлены как близкие друзья Сергея Довлатова, с которыми он бы чувствовал себя комфортно. Даже жена Сережи Довлатова описывается как чуждый, отдаленный человек. Таким же одиноким чувствует себя и Дмитриев, который не находит близких людей ни на работе, ни в собственной семье (как в родительской семье, так и в семье своей жены). Даже отношения с любовницей заканчиваются, и Дмитриев не чувствует особой связи со всеми окружающими людьми.


Несмотря на то что Сергей Довлатов и Владимир Дмитриев похожи тем, что они являются одинокими, ото всех отдаленными интеллигентами, погрязшими в абсурдной действительности, данные образы контрастируют между собой.

Сергей Довлатов видит абсурдность советской действительности. Долгое время он пытается найти себя в этой действительности, найти собственное применение в сложившихся условиях жизни. Однако Сергей Довлатов больше не может мириться со всей нелогичностью жизни того времени, он чувствует, что живет в атмосфере тотального неблагополучия. По этой причине главный герой эмигрирует. Чемодан с предметами одежды, который Сергей Довлатов берет с собой за границу, становится олицетворением «пропащей, бесценной, единственной жизни». Главный герой не подчиняется миру вещей, то, что Сергей Довлатов не пользуется вещами, взятыми из СССР, говорит об его отказе от абсурдного существования. Сережа Довлатов руководствуется внутренней свободой, он не может поставить ее под удар абсурдной действительности.

Владимир Дмитриев не отстаивает собственную внутреннюю свободу. На протяжении всей повести показана внутренняя борьба главного героя, который не хочет делать то, что предлагает и даже требует его жена, но в итоге все равно подчиняется ей. Можно сказать, что Дмитриев выбирает подчинение окружающей действительности, он выбирает покой и благополучие, которые достигаются как раз-таки путем подчинения. В отличие от Сергея Довлатова, Владимир Дмитриев оказывается подчиненным миру вещей, и это становится олицетворением его окончательного поражения. Дмитриев пытается делать то, что принято в обществе, и это приводит к отказу от интеллигентности.

Сергей Довлатов не играет по правилам действительности, не подчиняется ей, а Владимир Дмитриев полностью подчиняется советской жизни.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Отзыв о сборнике рассказов Довлатова «Чемодан»
  • «Мир уродлив, и люди грустны» (по сборнику рассказов Довлатова «Чемодан»)
  • Идея и основная мысль сборника рассказов Довлатова «Чемодан»
  • Герои сборника рассказов Довлатова «Чемодан»