Сравнительная характеристика Настены и Сони Мармеладовой


В. Распутин в своей повести «Живи и помни» показывает образ доброй девушки, которая жертвует собственной жизнью ради любви. Данный тип героини не нов в русской литературе, а традиционен. Так, Ф.М. Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» отразил похожий образ – Сонечки Мармеладовой.

Сходства между Настеной и Соней действительно есть. Судьбы девушек по-настоящему трагичны. Настена рано потеряла отца и мать, вместе с сестрой оказалась в доме у тетки, где жить было очень трудно. Настена решает уйти из дома, вступив в брак. Дома у Андрея Гуськова жизнь не становится лучше, она оказывает притеснена Семеновной, матерью Андрея. Сонечка Мармеладова же – бедная девушка, которой пришлось пойти по желтому билету, чтобы прокормить свою семью. Отец героини умирает, но она продолжает помогать Катерине Ивановне и ее детям, хотя биологически они даже не являются родственниками.

Сходной чертой является то, что девушки не жалуются на свои тяжелые судьбы. Они несут свой крест с мужеством и силой.


Еще одним сходством служит то, что и Настя, и Соня связывают свою жизнь с преступниками. Мармеладова становится близким человеком Раскольникова, который, чтобы проверить свою теорию, убивает старуху-процентщицу и ее сестру. Настя принимает своего мужа-дезертира.

Героини повести «Живи и помни» и романа «Преступление и наказание» готовы к самопожертвованию. То, что сделала Сонечка ради спасения своей семьи от гибели и голода, можно назвать действительно милосердным поступком. Настена всячески помогает своему мужу, понимая, как ему тяжело жить одному. Она скрывает тайну ото всех, даже от родителей Андрея, несмотря на то что это было трудно. Настя готова на все ради любви к мужу.

Покорность судьбе, жертвенность, ценность любви, терпение и трудный жизненный путь – вот что объединяет Соню Мармеладову и Настену. Девушки привыкли отдавать самое последнее другим людям, они привыкли делать добро и защищать близких им людей. Ни Настя, ни Соня не требуют от окружающих что-то взамен. Обе героини бескорыстны в своих поступках.

Главным отличием Настены и Сонечки Мармеладовой является то, что Соня стала нравственным двигателем Родиона Раскольникова, Настя же не смогла повлиять на своего мужа. Из этого следует, что и финал судеб героинь будет отличаться. У Сони есть надежда на счастливое будущее с Раскольниковым, который встал на путь нравственности. Настя же понимает, что ее отношения с Андреем обречены с того момента, как он сделал свой выбор – самовольно вернулся домой. Муж героини запутался в собственных убеждениях, он стал превращаться в настоящего зверя, оборотня. Настена понимает, что больше не сможет жить с такой раной на сердце, поэтому принимает выбор утопиться в реке по дороге к Андрею.

Таким образом, В. Распутин продолжает традиции Ф.М. Достоевского, показывая милосердный женский образ. Однако деревенский писатель по-своему толкует данный образ и данную в повести проблематику. Финал «Живи и помни» трагичен: добрая и любящая Настена кончает жизнь самоубийством.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сравнительная характеристика Гуськова и Раскольникова
  • Сравнительная характеристика Гуськова и Настены
  • Как нужно жить и о чём помнить? (по повести Распутина «Живи и помни»)
  • Мое впечатление о повести Распутина «Живи и помни»