Сравнительная характеристика Насти и «молоденькой учительницы»


Рассказ Паустовского «Телеграмма» - трагическая история, которая заставляет читателей задуматься о том, какие они люди. Семья – это главная ценность, которую нельзя променять на любимую работу или лучшую жизнь. Героиня рассказа по имени Настя поступает именно так, и потом переживает раскаяние. Ее вина не в том, что она уехала в поисках лучшей жизни, а в том, что проявила равнодушие к матери. Она не приезжала и редко ей писала. Настя оправдывала себя тем, что занята работой. Но все ли так на самом деле и могла ли Настя поступить по-другому? Чтобы это понять, автор дает нам другой образ. Это образ молодой учительницы, с которым мы сравним образ главной героини.

На первый взгляд, эти девушки очень похожи. И Настя, и учительница – молодые и миловидные. У Насти русые волосы и большие холодные глаза. Художники прозвали ее Сольвейг. Этот образ был в пьесе Ибсена, и символизирует верность женщины мужчине. Для художников Настя и правда была такой. Молодая учительница – сероглазая, застенчивая девушка. Обе уезжают в другую местность, оставляя дома пожилых матерей. Но одинаковые ли у них побуждения?


Настя скучала в деревне и поэтому уехала в Ленинград. Здесь она работает секретарем в Союзе художников. Работа становится для нее всем. Автор не говорит даже есть ли у Насти своя семья. Но о матери она старается не думать. Настя боится того, что если она приедет домой, то ее уговорят там остаться. Поэтому она прикрывается равнодушием и не пишет матери. Но вряд ли на самом деле она черствая. Ведь она видит даже в образе Гоголя укор и насмешку из-за непрочитанного письма. Ей никто прямо не говорит о том, что она не права, она сама подсознательно это понимает. Получается, что Настя обманывает саму себя и потом мучается угрызениями совести. Автор не осуждает девушку прямо, скорее, он использует ее образ как назидание для других.

То, что у Насти был другой выбор, подтверждает образ учительницы. Она так же молода и тоже уезжает из своего города, но, в отличие от Насти, не обманывает себя и не скрывает своей тоски по матери. Сравнивая эти два образа, становится понятным, что молодая учительница – это пример хорошей дочери, которой могла бы быть и Настя.

Разница между девушками и в том, что главная героиня уезжает из деревни в шумный город, чтобы жить не скучно, а молодая учительница приезжает в глухую деревню, возможно, по направлению (от которого нельзя было раньше отказаться) или даже по идейным соображениям нести светлое и доброе деревенским детям. Исходя из того, что она проявила жалость к незнакомому человеку, не прошла мимо, говорит о том, что ее доброта станет ее ключом к сердцу учеников. Несмотря на мнение бабушек о том, что из-за застенчивости она не поладит с их детьми. Думаю, автор придерживался совсем другого мнения.

Образы Насти и молодой учительницы в рассказе Константина Паустовского «Телеграмма» похожие внешне, но демонстрируют, как можно по-разному поступать в одинаковой по сути ситуации.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Зачем Паустовский вводит образ молодой учительницы в рассказе «Телеграмма»?
  • «Настя под «хмурым небом» (анализ эпизода рассказа Паустовского «Телеграмма»)
  • Письмо Катерины Петровны (анализ эпизода рассказа Паустовского «Телеграмма»)
  • Телеграмма от Насти (анализ эпизода рассказа Паустовского «Телеграмма»)