Сравнительная характеристика Печорина и Мцыри


Сравнительная характеристика центрального персонажа романа «Герой нашего времени» и поэмы «Мцыри», принадлежащих перу М.Ю. Лермонтова, позволяет сказать о сходствах и различиях между Григорием Александровичем Печориным и Мцыри.

В поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтов выбирает форму повествования от первого лица, в романе «Герой нашего времени» образ Печорина раскрывается глубже всего с помощью «Журнала Печорина», где повествование ведется от лица самого Печорина. Рассказы Мцыри и Печорина о своих жизнях носят исповедальный характер, они самостоятельно раскрывают свои внутренние миры, говорят о тех чувствах и эмоциях, которые они испытывали, демонстрируют способность видеть красоту природы.

При создании обоих персонажей автор использует романтические черты. Оба персонажи стремятся к приключениям. Но если Мцыри исключительно романтический персонаж, обладающий яркой индивидуальностью, то образ Печорина как «героя времени» создается при помощи как романтических, так и реалистических приемов. Исключительная личность Мцыри раскрывается с помощью помещения его в исключительные обстоятельства, через выборочные яркие события раскрывается и образ Печорина, однако он изображен как типичный представитель своего поколения.


Романтическое проявилось и в том, что и Мцыри, и Печорин являются людьми, окруженными враждебной действительностью. И для Мцыри это исключительно так: он одинок, его держат в неволе, далеко от родных и малой родины. Печорин также окружен людьми, которые не понимают его и не способны понять его, однако Печорин не является представителем добра, поскольку он, вмешиваясь в жизни других людей, приносит им несчастья и лишения. Если в поэме «Мцыри» главным становится конфликт человека и общества, то в романе «Герой нашего времени» – внутренний конфликт. Если Мцыри представлен как авторский идеал, то Печорин является противоречивой, неоднозначной личностью, в которой положительное сочетается с отрицательным.

Главным сходством между Печориным и Мцыри является свободолюбие. Мцыри высоко ценит свободу. О желании сохранить собственную свободу говорит и Печорин, однако, чтобы сохранить ее, он часто причиняет боль окружающим людям. Если Печорин отказывается от любви, поскольку считает ее признаком несвободы, то эпизод встречи Мцыри и грузинки подчеркивает, что Мцыри был готов любить. Если Мцыри удается сохранить живую душу до самой смерти, то Печорин является «живым мертвецом».

И в «Герое нашего времени», и в «Мцыри» поднимается проблема счастья и несчастья. Мцыри долгое время страдает, поскольку он находится в монастыре, который он считает настоящей тюрьмой. Страдает на протяжении всей своей жизни и Печорин. И если Печорин после многочисленный попыток найти себя и свое предназначение так и не находит счастья из-за особенностей эпохи, в которой он существует, то Мцыри на некоторое время обретает счастье, поскольку выбирается на свободу. Если существование Печорина полностью трагично, то среди трагичного существования Мцыри в целом есть что-то положительное, Мцыри умирает уже после того, как ему удалось почувствовать свободу, которую он так ценил.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему Лермонтов постоянно меняет рассказчиков в романе «Герой нашего времени»?
  • Почему роман Лермонтова «Герой нашего времени» состоит не из глав, а из отдельных законченных повестей?
  • Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман Лермонтова «Герой нашего времени»?
  • Сравнительная характеристика Печорина и Чацкого