Сравнительная характеристика повествователя и Лидии Михайловны


Центральными персонажами в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» являются рассказчик и Лидия Михайловна.

Несмотря на то что эти образы являются положительными персонажами, между ними есть существенные отличия.

Рассказчик – ученик 5 класса, Лидия Михайловна – школьный преподаватель, классный руководитель того класса, в котором обучается рассказчик.

Лидия Михайловна преподает «загадочный французский язык», рассказчик с трудом изучает данный язык. Однако со временем наказание, заключавшееся в дополнительных занятиях, стало превращаться в удовольствие.

На протяжении всего повествования подчеркивается, что рассказчик очень беден, у него нет материальных средств даже для того, чтобы купить себе еды. Лидия Михайловна не особо нуждается в деньгах. Она покупает рассказчику макароны, гематогены и яблоки, которые для мальчика были необычным продуктом питания.


В связи с материальными различиями по-разному описывается и внешность героев. Лидия Михайловна была, по мнению повествователя, аккуратной, а рассказчик ходил неопрятный, в чирках и старом застиранном пальтишке.

Образы повествователя и Лидии Михайловны имеют много общего. В основном все сходства так или иначе связаны с внутренними характеристиками.

Рассказчик и учительница являются смелыми и стойкими людьми. Повествователь не побоялся сказать Вадику, что он обманывает и хитрит окружающих. Даже после того как мальчика избили, он не побоялся вновь пойти на поляну, чтобы заработать денег. Лидия Михайловна тоже идет на отважный и смелый шаг, когда предлагает своему ученику играть с ней в «пристенок». Она прекрасно понимает, что если об этом узнает директор, то ее уволят. Учительница на протяжении рассказа не опускала руки: имея цель помочь школьнику материально, она искала различные способы.

Лидия Михайловна и повествователь – это образы тех людей, которые имеют сильный характер. В свои одиннадцать лет мальчику приходилось самостоятельно справляться со всеми жизненными испытаниями. Он никому, даже своей матери, не рассказывал о том, как ему тяжело, что продукты крадет семья, у которой он живет, что ему вынужденно приходится играть на деньги, чтобы элементарно прокормить себя и не умереть от голода. Рассказчик имеет чувство собственного достоинства, которое не позволяет ему брать чужое и пользоваться так называемыми подачками. Лидия Михайловна тоже сильна духом. Она не рассказывает директору о том, что ученик ее класса играет на деньги, педагог пытается разрешить эту проблему самостоятельно, так как она понимала, что упреки директора не смогут помочь мальчику, а только усугубят ситуацию. Когда директор узнает о том, что преподавательница играла со школьником в «замеряшки», она не отнекивается и не врет, а во всем признается, даже не пытаясь оправдать свой поступок.

Лидия Михайловна и повествователь – добрые, милосердные, смелые и сильные личности, между которыми существуют различия, касающиеся материальных сбережений.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Отзыв о рассказе Распутина «Уроки французского»
  • «Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу Распутина «Уроки французского»)
  • Смысл названия рассказа Распутина «Уроки французского»
  • «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (по рассказу Распутина «Уроки французского»)