Сравнительная характеристика Пугачева Есенина («Пугачев») и Пушкина («Капитанская дочка»)


К образу Емельяна Пугачева обращались многие авторы художественных произведений, включая А.С. Пушкина и С.А. Есенина. Одна и та же личность продемонстрирована в повести «Капитанская дочка» и поэме «Пугачев» по-разному.

Начнем с того, что в есенинской поэме Емельян Пугачев является центральным персонажем, а его деятельность – основой сюжета. В пушкинской повести Емельян Пугачев выступает как второстепенный персонаж, а его деятельность – лишь малая часть того, что происходит в повествовании. У авторов были разные цели написания произведений.

А.С. Пушкин написал «Капитанскую дочку» в рамках направления реализма, основным принципом которого является принцип историзма. Писатель показывает неоднозначность образа Емельяна Пугачева, демонстрируя как его отрицательные, так и его положительные черты. Пугачев – предводитель кровавого восстания, который не жалеет дворянство, и в то же время он имеет доброе сердце и способность помогать тем, кто этого действительно заслуживает. А.С. Пушкин оставляет право выбора того, как относиться к Пугачеву, за читателем.

Персонаж С.А. Есенина поэтизирован и идеализирован. В повествовании почти нет эпизодов, где Пугачев совершает какие-либо жестокие злодеяния. Единственное убийство, совершенное лично Пугачевым, – убийство предателя Крякина. С.А. Есенин объясняет причины поступков бунтовщика и сочувствует ему, с самого начала повествования намекая читателю на трагичный финал.


А.С. Пушкин показывает, что Пугачев стремится к власти ради власти, а С.А. Есенин демонстрирует, что Пугачев стремится к власти, чтобы помочь своему народу. У А.С. Пушкина герой действует как «загнанный зверь», а у С.А. Есенина герой способен простить даже тех, кто предал его.

Получается, у А.С. Пушкина Пугачев – образ неоднозначный (по выражению М. Цветаевой, «добрый разбойник»), а у С.А. Есенина – больше положительный. Но ни у одного из двоих авторов Пугачев не раскрывается как чисто отрицательный персонаж. А.С. Пушкин признает положительные качества, не отрицая плохое, а С.А. Есенин идеализирует Пугачева, считая его «гениальным человеком».

А.С. Пушкин обращает внимание на внутренний мир Пугачева, рассматривает его как обычного человека. С.А. Есенин большее внимание уделяет его деятельности и целям этой деятельности, однако в намерениях Пугачева виден и его внутренний мир. Емельян Пугачев неравнодушен к русскому народу и его судьбе, хочет помочь ему, поэтому жертвует собой ради народа.

Все же в большинстве случаев А.С. Пушкин рассматривает Пугачева как самозванца, бунтовщика, разбойника и мятежника. У С.А. Есенина он представлен как царь и император, о котором мечтает народ. Связано это с тем, что у А.С. Пушкина «дворянская» позиция (герои повести – представители дворянского общества), а у С.А. Есенина «народная» позиция (герои повести – представители простого русского народа, которые поддержали пугачевские начинания). У А.С. Пушкина бунт, поднятый Пугачевым, «бессмысленный», а у С.А. Есенина – имеет определенную цель.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Отзыв о поэме Есенина «Пугачев»
  • Авторское отношение к Пугачеву в поэме Есенина «Пугачев»
  • В чем принципиальное различие в оценке бунта Пушкиным и Есениным?
  • Пугачев в поэме Есенина «Пугачев» и в народном фольклоре