Сравнительный анализ стихотворений Тютчева «Весенняя гроза» и Фета «Весенний дождь»


Весна – чарующая пора обновления природы и человеческих душ, она способна вдохновлять людей на прекрасные поступки. Природа же дышит свежестью и манит солнечными лучами. Благодаря своей красоте, весна стала одной из главных тем лириков. После зимней стужи даже весенний дождик кажется нам благодатью. Именно этому природному явлению посвятили строки Ф. Тютчев и А. Фет.

В начале 1850-х гг., пребывая за границей, Ф. Тютчев написал стихотворение «Весенняя гроза». В центре произведения два главных образа – лирический герой и первый весенний гром. Лирически герой признается, что любит «грозу в начале мая», вместо объяснения причины этого он описывает раскаты грома.

Образ грома создается при помощи олицетворения. Он, «резвяся и играя, грохочет в небе голубом». Описание грозы было бы неполное без дождя. Его автор сравнивает с «Перлами», нанизанными на нити, позолоченные солнцем. Еще большего динамизма, и без того живым картинам, придает описание горного потока и птичьего гама в лесах.

В последней строфе лирический герой обращается к неизвестному собеседнику, упоминая античные образы: Геба, Зевс, кубок с неба. Так в произведении появляются классицистические мотивы. Пейзаж, созданный Ф. Тютчевым, поражает не только динамизмом, но и многоголосьем. Автор сумел передать и раскаты грома, и птичьи трели, и шум воды.


Стихотворение А. Фета было написано в 1857 году, относится к позднему периоду творчества поэта. Как и в стихотворении Тютчева, в этой пейзажной зарисовке автор выражает свое отношение красоте природы, вот только образ лирического «я» отображен не так четко. Фетовский лирический герой наблюдает за весенней погодой из окна.

Он видит, как тучи потихоньку затягивают небо, хоть солнце пока еще прорезает их своими лучами. Воробей же, купающийся в песке подсказывает, что скоро начнется дождь. Так автор использует в своем стихе известное фольклорное поверье, приближая образ лирического героя и себя к народу.

Лирический герой замечает, как к его дому движется завеса дождя, протянувшись от неба до земли. Первые вестники дождика – две капли и душистый липовый запах, разбуженный брызгами. В последних строках А. Фет создает метафору, изображая дождь как неземное неведомое существо: «И что-то к саду подошло, по свежим листьям барабанит».

Оригинальные пейзажные зарисовки поэты создают при помощи ярких художественных средств. В каждой строфе есть метафоры: «разрывы облаков», «движется завеса» (А. Фет); «повисли перлы дождевые», «все вторит весело громам» (Ф. Тютчев). Красок и звуков картинам природы добавляют эпитеты и сравнения.

Композиция обоих стихов простая: они состоят из катренов с перекрестной рифмой. Живости придает ритмическая организация текстов. Они написаны ямбической строкой. Ни Тютчев, ни Фет не употребляют восклицательных или вопросительных предложений, как бы отображая размеренный ритм весеннего дождика.

Стихотворения «Весенняя гроза» и «Весенний дождь» показывают, как одно и то же природное явление получает оригинальную огранку под пером разных поэтов.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сравнительный анализ стихотворений Пушкина «Сожжённое письмо» и Некрасова «Горящие письма»
  • Сравнительный анализ стихотворений Пушкина «Я помню чудное мгновенье...» и Блока «О доблестях, о подвигах, о славе...»
  • Сравнительный анализ стихотворений Заболоцкого «Некрасивая девочка» и «О красоте человеческих лиц»
  • Сравнительный анализ стихотворений Есенина «Письмо к женщине» и Маяковского «Лиличка! Вместо письма»