Сравнительный анализ стихотворений Тютчева «Осенний вечер» и Фета «Осень»


Осенние мотивы можно найти практически у любого лирика. Осень в стихотворениях классиков очень многоликая, ведь ее образ пропускается сквозь призму индивидуального восприятия автора. Пейзажная лирика А. Фета и Ф. Тютчева покоряет читателей буйством красок, стихий и человеческих переживаний. В творчестве этих авторов есть прекрасные «осенние» образцы. А. Фету принадлежат строки стихотворения «Осень», а Ф. Тютчеву – «Осенний вечер». Первое, что бросается в глаза – разное настроение стихов.

Ф. Тютчев пишет о светлых осенних вечерах. Они умиляют лирического героя и автора. Поэт замечает каждую деталь пейзажа: «пестроту деревьев», шелест багряных листьев и «грустно-сиротеющую землю». Самое тоскливое впечатление оставляет именно образ земли, ведь автор представляет, как скоро над ней взойдут бури и холодные ветры.

Строчки, описывающие «сиротеющую» землю контрастные живым, светлым зарисовкам в начале произведения. Тем не менее, они не угнетают читателя. Целостная осенняя панорама, отображенная в стихотворении Ф. Тютчева, вызывает чувство «таинственной прелести» и легкой сладостной грусти. Даже туман в восприятии поэта оказывается прекрасной «тихой лазурью».

А. Фет рисует грустные «сумрачные дни», а его осень веет холодом. Сразу же после пейзажной зарисовки автор углубляется во внутренний мир человека, утверждая, что неприветливые осенние дни просятся в человеческую душу. И правда с приходом осени мы ощущаем, как душа окутывается тоской, хандрой.


Уже во втором куплете пейзаж оживляется, заливается золотыми и красными красками. Эти строки отображают страсть, любовь, но никак не нежность, ведь А. Фет подбирает достаточно резкие художественные средства: «дни, когда в крови золотолиственных уборов…». Тоскливое настроение после такого меняется на «знойные прихоти любви».

Завершающие аккорды обеих произведений таят в себе философские нотки. Ф. Тютчев пишет о «кроткой улыбке увяданья», намекая на склон человеческой жизни, человеческие страдания. Так, между последних строк еле заметно пробивается мотив быстротечности жизни. А. Фет изображает безжалостность осенней поры, намекая на безжалостность старости.

В конце обеих стихотворений появляется одинаковый абстрактный образ «стыдливой печали», в обеих случаях он переносится с природной на человеческую натуру. Правда, у Тютчева этот образ более мягкий, кроткий, а у Фета – резкий и безжалостный.

И Ф. Тютчев, и А. Фет создают осенние пейзажи при помощи богатого набора художественных средств. Главным инструментом этих мастеров слова являются эпитеты, в том числе и цветовые. Образы природы они оживляют при помощи метафор. Нельзя не заметить, что в «Осеннем вечере» Ф. Тютчева сплетаются визуальные и звуковые образы, а пейзаж А. Фета полностью визуальный. Зато А. Фет более глубоко проникает в человеческую душу, в то время, как главное задание – показать красоту природы, движения природной души, которые оживляются с приходом золотой красавицы.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сравнительный анализ стихотворений Тютчева «Летний вечер» и Фета «Какая ночь»
  • Сравнительный анализ стихотворений Тютчева «Еще земли печален вид» и Фета «Еще весны душстой нега»
  • Сравнительный анализ стихотворений Тютчева «К.Б.» и Фета «Старые письма»
  • Сравнительный анализ стихотворений Тютчева «Листья» и Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила»