Сравнительный анализ стихотворений Заболоцкого «Некрасивая девочка» и «О красоте человеческих лиц»


Н. Заболоцкий тонко чувствовал человеческую красоту не только внешнюю, но и внутреннюю. Этому его научила сама жизнь. На долю поэта выпали ссылка в лагерь, разрыв с любимой женщиной, научив его распознавать человеческие мысли, эмоции. Теме красоты Н. Заболоцкий посвятил не одно стихотворение. Произведения «Некрасивая девочка» (1948) и «О красоте человеческих лиц» (1955) были написаны поэтом в зрелом возрасте.

Как-то Заболоцкий увидел в московском дворе девочку с не очень красивым лицом, она играла между сверстником, еще не подозревая о том, что в будущем будет терпеть насмешки окружающих. Увиденное насколько впечатлило поэта, что он написал стихотворение с незатейливым названием «Некрасивая девочка».

Уже в первых строчках появляется образ главной героини, которую автор называет «маленьким лягушонком». Девочка отличается от сверстников острыми чертами лица, неаккуратным ртом и кривыми зубами. Ребенок радуется за «друзей», которым подарили велосипед, хотя те даже не думают дать ей прокатиться.

Маленькому существу приносит радость само ощущение жизни. Детское сердечко еще не научилось злиться или завидовать. Поэт же грустнеет при виде беззаботной некрасивой девочки: он знает, что когда-то она станет жертвой обмана жестоких подруг. Он пытается предостеречь этих подружек: «сердце не игрушка». Н. Заболоцкий пишет, что истинная красота этого человечка внутри – «младенческая грация души». В конце произведения он задает читателям риторический вопрос: «… что есть красота и почему ее обожествляют люди?». Таким образом, поэт подталкивает нас к раздумьям над своими суждениями и поступками.


Стихотворение «О красоте человеческих лиц» напоминает галерею архитектурных сооружений. При помощи образа-символа дома автор пытается донести идею о том, что мы сами скульпторы своих лиц. Даже самое обычное обличье может стать прекрасным, если оно озарено внутренним лучом доброты. Здесь появляется общий с «Некрасивой девочкой» мотив внутренней грации и красоты.

Оба стихотворения построены на контрасте: неаккуратные черты маленькой девочки и прелесть ее красоты («Некрасивая девочка»); «жалкое» – «великое», «неоказистое» – «подобие ликующих песен» («О красоте человеческих лиц»). Среди художественных средств первенство в обоих произведениях принадлежит метафоре: «сосуд она, в котором пустота» (образное определение красоты), «охваченная счастьем бытия» («Некрасивая девочка»); метафорические образы домов-лиц («О красоте человеческих лиц»). Завершающие штрихи наносятся при помощи эпитетов и метафор.

Стих «О красоте человеческих лиц не делится на строфы, написан ямбической строкой. Строфы соединены параллельной рифмой. Произведение «Некрасивая девочка» состоит из двух строф, которые помогают провести смысловое деление. В стихе представлены разные виды рифм. Написан он амфибрахием.

Проанализированные стихотворения по-разному раскрывают вечную философскую тему красоты, дополняя друг друга по смыслу.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сравнительный анализ стихотворений Пушкина «Сожжённое письмо» и Некрасова «Горящие письма»
  • Сравнительный анализ стихотворений Пушкина «Я помню чудное мгновенье...» и Блока «О доблестях, о подвигах, о славе...»
  • Сравнительный анализ стихотворений Тютчева «Весенняя гроза» и Фета «Весенний дождь»
  • Сравнительный анализ стихотворений Есенина «Письмо к женщине» и Маяковского «Лиличка! Вместо письма»