«Сцена захвата казака-убийцы» (анализ эпизода романа Лермонтова «Герой нашего времени»)


Повестью «Фаталист» завершается роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Эта часть подытоживает остальные главы, так как в ней воспроизводятся события, заставляющие задуматься о роли фатума в человеческой жизни. Сцена захвата казака-убийцы – кульминационный эпизод повести.

Для понимания эпизода важно учесть, события, которые стали причиной этого «приключения». Григорий Печорин тогда пребывал в казачьей станице. Офицеры, остановившиеся здесь, собирались поиграть в карты по вечерам. Игры сопровождались разговорами, обычно скучными. Однажды беседа зашла о мусульманском поверье, согласно которому «судьба человека написана на небесах». Разговор показался Печорину на удивление интересным, ведь каждый участник начал рассказывать интересные случаи.

Один из офицеров – серб Вулич, поспорив с Печориным на деньги, решил доказать, что предопределение действительно руководит нашей жизнью. Он наугад снял со стены пистолет и направил на себя. Оружие дало осечку. Офицер выстрелил еще раз в фуражку на стене, оказалось, что пистолет был заряжен. Григорий проспорил, но заметил на лице серба «печать смерти». В эту же ночь Печорин узнал, что Вулича убил пьяный казак. Печальную весть принесли три офицера, вместе с ними герой последовал к дому казака-убийцы.

Казак попытался спастись, спрятавшись в пустой хате. За офицерами к этому убежищу шли женщины. Они плакали, и эта деталь создает угнетающее впечатление. Вокруг самой хаты тоже столпились люди. М. Ю. Лермонтов воспроизводит суматоху, охватившую взволнованных мужчин и женщин глаголами: «толкуют», «воют, приговаривая и причитывая». Среди всех выделялась старуха – мать убийцы. Она сидела в стороне и что-то шептала.


Казака-убийцу пытались уговорить покориться, но тот коротко отвечал «Не покорюсь». А в какой-то момент за дверью послышался щелчок курка – убийца был вооружен. Есаул попросил мать казака поговорить с сыном, но она не согласилась. В этой напряженной обстановке Печорин понял, что хочет испытать судьбу, как Вулич. Он вызвался взять казака живым. Этот поступок говорит о решительности и смелости главного героя.

Пока офицеры отвлекали казака громким стуком в дверь, Печорин попробовал влезть в хату через окно. Убийца заметил его – и выстрелил. Пуля просвистела над ухом Григория, но не зацепила его. Мужчина ловко схватил казака, пока в комнате стояла дымовая завеса.

Печорин вспоминает, как его поздравляли офицеры, но он не гордится этим. Герой говорит, что поздравлять действительно было с чем, ведь понимает: он лицом к лицу столкнулся со смертью, но она не забрала его.

Эта ситуация могла бы превратить Григория в такого же фаталиста, как Вулич. НоПечорин не смог сделаться таковым, что сам же объяснил так: «Я люблю сомневаться во всем». Эти сомнения, однако, не делают героя трусом, наоборот придают ему смелости.

Сцена захвата казака-убийцы помогает лучше понять Печорина, истолковать его предыдущие поступки и размышления. Также она подталкивает читателя задуматься о фатуме, тем более, что писатель оставляет эту проблему открытой.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Сцена в лодке» (анализ эпизода романа Лермонтова «Герой нашего времени»)
  • «Прощание Янко со слепым мальчиком» (анализ эпизода романа Лермонтова «Герой нашего времени»)
  • Отношение Печорина к дворянскому кругу (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)
  • Любимые страницы в романе Лермонтова «Герой нашего времени»