Судьба «маленького человека» в повести Гоголя «Записки сумасшедшего»


Проблематика, связанная с судьбой «маленького человека», затрагивается в творчестве многих писателей. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский – все они обращались к этой теме неоднократно. Н.В. Гоголь также не обошел вниманием этот прототип и создал целую галерею подобных героев. Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели», Платон Кузьмич Ковалев из повести «Нос», Аксентий Иванович Поприщин из «Записок сумасшедшего» – все эти герои наделены непростой судьбой униженных, обиженных социумом.

Аксентий Поприщин служит писарем в департаменте, он представляет классический образ «маленького» человека. Ему дозволено чинить перья для директора департамента, и на большее рассчитывать не приходится. Несмотря на солидный возраст, Поприщин ничего так и не нажил: у него нет ни хозяйства, ни собственного жилья, ни семьи, ни друзей, ни связей.


Неуверенный в себе, жалкий, незаметный, подспудно ожидающий какой-либо неприятности, подвоха, он не перестает мечтать о чем-то большом, грандиозном. «Вот бы найти свое поприще, занять свою нишу и творить, созидать и наслаждаться жизнью!» Однако эти мечты лишь подчеркивают унизительное положение Поприщина, поскольку создают слишком большой контраст с реальным положением вещей. Окружающие чувствуют его претензии на что-то большее, чем он из себя представляет, и не скрывают насмешки. Брезгливость, презрение, недоверие так и сквозит от каждого, с кем приходится иметь дело главному герою.

Как и А.С. Пушкин в поэме «Медный всадник», Н.В. Гоголь делает своего героя абсолютно беспомощным в условиях громадного города. «Маленький человек» оказывается в нем заперт, как в ловушке: Петербург, буквально поглощает его, стирает с лица земли, доводит до крайней степени безумия. «Маленькому человеку» оказывается многое недоступным: он не имеет право любить, обрести свое счастье и быть свободным. Поприщин не может отделаться ни от навязчивых мыслей, ни от навязанных социумом стереотипов. Он пребывает в постоянной тревоге, не может смотреть прямо в глаза собеседнику, как будто бы провинился перед всем человеческим родом. Можно сказать, он не имеет права быть человеком, потому что то, что он из себя представляет, выглядит как жалкая пародия. Неслучайно Гоголь наделяет своего героя способностью понимать собачий язык: образ маленького человека намеренно снижается до уровня животного. Поприщин опускается до той планки, откуда нет возврата.

Судьба «маленького человека» незавидна: ему постоянно приходится стоять на цыпочках, чтобы дотянуться до уровня тех, с кем приходится иметь дело. Поприщин заискивает перед директором, лебезит перед избранницей Софи, натянуто улыбается перед сослуживцами. Быть самим собой – значит оскорбить чувства тех, кто находится рядом. Такое кредо не только противоречит его внутреннему состоянию, но и добивает в нем остатки человеческого: он превращается в амебоподобную массу, лишенную проявления разума и смысла.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Петербурга в повести Гоголя «Записки сумасшедшего»
  • «Перевернутые миры Гоголя» (по повести «Записки сумасшедшего»)
  • Анализ повести Гоголя «Записки сумасшедшего»
  • История создания повести Гоголя «Записки сумасшедшего»