Сюжет рассказа Шаламова «Сентенция»


Сюжет рассказа В. Шаламова «Сентенция» построен на рассказе о том, как герой из равнодушного человека вновь превращался в то существо, которое можно назвать человеком.

Рассказчик начинает свое повествование со слов о том, что люди возникали из небытия. Он описывает те чувства, которые возникали у него по мере возвращения к прошлой жизни.

Сначала была только злость – «последнее человеческое чувство». Все люди, которые ложились с повествователем для сна по соседству, были похожи на мертвецов. Да и сам рассказчик был похож на мертвеца, на костях которого почти не осталось мяса. Герой никогда не задавал вопросов своим сокамерникам, потому что так было не принято. Злоба – единственное, что у него осталось. И с этой злобой рассказчик планировал умереть. Однако смерть все не приходила. Герой не жил, а просто существовал.

Главный герой рассказа работал кипятильщиком. Он рассказывает о том, что у него не получалось поймать нужную температуру, однако это было не важно для заключенных. В тюрьме они научились определять воду только по температуре: горячая или холодная, а не кипяченная или сырая.


Люди в заключении не были философами, они были настоящими работягами. К жизни стали относиться равнодушно. Именно чувство равнодушия дополняло злобу. Рассказчик утверждал, что ему было без разницы, будут ему давать еду или нет, будут его бить или нет. Чувство равнодушия было тесно с бесстрашием. Этими чувствами был «переброшен мостик от смерти». Осознание всего этого давало герою новые силы, а значит, и новые чувства.

Спустя время равнодушие повествователя сменилось на страх. Герой боялся потерять работу кипятильщика, боялся попрощаться с собственной жизнью. Рассказчик стал полнеть и избавляться от дистрофии.

У него появилось новое чувство – зависть. Повествователь завидовал мертвым товарищам, погибшим в 1938 году, живым соседям, которые что-то жевали и курили.

Следующее чувство, которое вернулось к главному герою, – жалость. И сначала вернулась жалость к животным, а не жалость к людям. Когда рассказчик вместе с топографом шли по лесу, напарник навел ружье на снегиря. Тогда повествователь отвел ствол топографа в сторону, ему было жаль птицу, которая ни в чем не виновата.

Язык и речь рассказчика в тюрьме были очень бедны. Поначалу он был счастлив тому, что ему не нужно искать какие-то слова для выражения своих чувств. И когда в его мозгу родилось слово «сентенция», он был испуган и ошеломлен. Через неделю герой не только произносил это слово, но и стал понимать его значение. И тогда рассказчик почувствовал страх и радость, потому что понимал, что жизнь помимо его воли возвращается к нему.

С каждым днем в сознании повествователя появлялись новые слова. Причем сначала на языке, и только потом – в мозгу. Мысли героя постепенно возвращались.

Настал день, когда из Магадана приехал начальник, и все рабочие бросили работу и все свои дела. Двадцать человек побежало туда, где играла музыка на пластинке. И рассказчик, понимал, о чем она поет. Жизнь стала возвращаться с новой силой.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ майора Пугачёва в рассказе Шаламова «Последний бой майора Пугачёва»
  • Образ Солдатова в рассказе Шаламова «Последний бой майора Пугачёва»
  • Смысл названия рассказа Шаламова «Сентенция»
  • Логика жизни и гармония мира в рассказе Шаламова «Сентенция»