«Свои» и «чужие» в городе Калинове (по пьесе Островского «Гроза»)


Внешним конфликтом пьесы А.Н. Островского «Гроза» становится конфликт «своих» и «чужих».

К числу «своих» в городе Калинове относятся так называемые «самодуры» – Кабаниха и Дикой. Именно они являются носителями старых порядков, именно они контролируют, чтобы все жители Калинова в строгости соблюдали все старые порядки.

«Своими» становятся и так называемые «жертвы» «темного царства». Тихон и Борис – представители молодого поколения, которые мирятся с сложившейся ситуацией. Они не способны на протест или бунт, они подчиняются воле самодуров, тем самым делая «темное царство» намного сильнее. Тихон и Борис, хоть и противятся, но все же живут по тем жизненным принципам, которым учат Кабаниха и Дикой.

К «своим» причисляются и представители молодого поколения, которые приспосабливаются к «темному царству». Варвара признается, что научилась обманывать, чтобы жить, как ей хочется, не вызывая недовольства матери. Кудряш тоже приспособился к принципам «темного царства», живя по принципу, чтобы все было «шито-крыто». Это значит, что Варвара и Кудряш не способны на протест или бунт против самодурства, они научились жить так, чтобы воплощать собственные желания.

Тем, кто смирился, и тем, кто приспособился, уже опротивели старые порядки, однако они не делают попыток протестовать и бунтовать, они соблюдают все правила формально, но все же соблюдают.


«Своей» становится и Феклуша, которая распространяет слухи о жизни вне города Калинова. Это типичный представитель старых порядков, поэтому Феклушу уважают в городе. Ее слушает сама Кабаниха.

На примере Феклуши можно доказать, что «своим» в городе Калинове можно быть, не являясь коренным жителей, ведь Феклуша – человек пришлый. В то же время коренной житель Кулигин является для города Калинова «чужим», потому что он не принимает принципов «темного царства». Он хочет развивать город, делать его лучше, привносить в него коренные изменения. За идеи и цели Кулигина называют странным чудаком. Неудивительно, ведь он выражает позицию за преобразования и изменения, которые не приемлют «самодуры».

Ярким представителем «чужих» становится Катерина. И дело заключается не столько в том, что она приезжая, сколько в том, что у нее совершенно другие представления о жизни. Катерина привыкла к свободе, поэтому не может смириться с тем, что при владычестве «темного царства» она не получает свободы. Катерина бросает «темному царству» вызов, совершает протест и даже бунт против самодурства. Естественно, Катерину никто не понимает, ее считают странной и чудной. Образ Катерины четко противопоставлен образу «темного царства».

Получается, что деление в городе Калинове на «своих» и «чужих» происходит не из-за деления на коренных жителей и приезжих, а из-за разницы в мировоззрении и отношении к старым порядкам.

Таким образом, «своими» в пьесе «Гроза» являются так называемые «самодуры» и те, кто привык к тем порядкам, которые они проповедуют, а «чужими» становятся те, кому надоели старые порядки, кто хочет коренных изменений в обществе.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Актуальное и вечное в пьесе Островского «Гроза»
  • Спор о «Грозе» Островского (Н. Добролюбов, Д. Писарев, А. Григорьев, П. Мельников-Печерский)
  • Проблематика пьесы Островского «Гроза»
  • Калинов как «сборный город» (по пьесе Островского «Гроза»)