Тема искусства и художественного творчества в повести Гоголя «Портрет»


В «Портрете» Н.В. Гоголя главной является тема искусства и художественного творчества. Основные персонажи являются людьми, связанные с живописью, кого-то из них можно назвать людьми искусства, кого-то же только ремесленниками.

Показывая изменения, которые произошли с центральным персонажем первой части повести Чартковым, когда он подался искушению и оказался во власти материальных богатств и славы, автор высказывает мысль о том, что настоящее искусство исходит из души, оно неповторимо и оригинально, что заказные работы, в которых нет ни капли живости и оригинальности, истинным искусством не являются.

В 1-ой части авторскую позицию относительно искусства выражает профессор. Он негативно относится к написанию «модных картинок, портретиков за деньги», которым грешат «модные живописцы». Профессор уверен в том, что погоня за модой «губит, а не развертывает талант».


Противопоставляя талантливого художника Чарткова-прежнего и ремесленника Чарткова-нового, противопоставляя Чарткова-нового художнику, раскаявшемуся в том, что он создал портрет ростовщика, художнику из Италии из 1-ой части повести и художнику Б., Н.В. Гоголь наглядно демонстрирует, кого можно назвать мастером своего дела, а кого – обычным ремесленником.

Художником, создающим настоящие произведения искусства, является отец художника Б. Занимаясь созданием произведений искусств для церквей, герой нашел свое предназначение в религиозном служении. То, что после истории с портретом ростовщика, из-за которого изменился отец художника Б., он вернулся к служению Богу, выражает мысль о божественном предназначении искусства. На это указывают слова отца художника Б. о том, что талант является «драгоценнейшим даром Бога». Настоятель так оценил работу очистившего свою душу художника: «Нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем». Н.В. Гоголь показывает, что произведения искусства даны от Бога, а работы ради материальной прибыли и корыстных целей, в которых нет ни грамма истинного искусства, даны от дьявола.

Показывая, что отец художника Б. с помощью нарисованного портрета ростовщика, из-за которого при его жизни происходили различные несчастные случаи, смог сделать его бессмертным, автор рассуждает о том, что творец должен нести ответственность за свое творчество. Человек искусства может перейти на сторону зла, важно это предотвратить заранее или исправить, если это уже произошло. В повести выражена мысль о том, что человек искусства должен иметь чистую душу.

Автор подчеркивает, что художнику и любому творцу важно не совратиться и не сойти с нужного пути, не отказаться от истинного искусства ради сиюминутной славы или материального достатка. На это указывают и слова профессора: «Терпи. Обдумывай всякую работу, брось щегольство – пусть их набирают другие деньги. Твое от тебя не уйдет».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • В чем заключается смысл названия повести Гоголя «Портрет»?
  • Проблема противостояния ремесла и искусства в повести Гоголя «Портрет»
  • «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою» (по повести Гоголя «Портрет»)
  • Белинский о повести Гоголя «Портрет»