Тема неравенства в повести Куприна «Гранатовый браслет»
Центральной темой в купринской повести «Гранатовый браслет» является тема любви. Однако ярко звучит и тема неравенства.
Центральный персонаж Желтков, подписывавший свои письма инициалами Г.С.Ж., относится к такому литературному типу, как тип «маленького человека».
Писатель выделяет Желткова на фоне главных и приближенных к ним персонажей. Вера Шеина, ее муж, сестра, брат – представители светского общества, которые привыкли к веселью и различным приемам. Желтков же – обычный служащий низкого ранга: телеграфист, который живет в низкой комнате, расположенной в темном и неприятно пахнущем подъезде.
А.И. Куприн показывает, что Желтков имел право лишь наблюдать за своей возлюбленной, наслаждаться теми вещами, которые она случайно оставляла в общественных местах. Письма – это самое большее, что мог сделать Желтков. Он не был представителем дворянского общества, поэтому не мог лично познакомиться с Верой, не мог лично разговаривать с ней и не мог лично признаться ей в своих чувствах.
Однако тема неравенства в повести связана не только с темой социального неравенства. А.И. Куприн показывает, что Желтков был единственным персонажем, способным на сильную и чистую любовь, которая встречается в жизни очень редко, а для некоторых людей не встречается и вовсе.
Если Вера испытывает к своему мужу Василию Львовичу чувство дружбы и привязанности (по поведению Василия Львовича можно сказать о том же самом чувстве), если сестра Веры Анна рожает двоих детей, при этом презирая и ненавидя собственного мужа, если генерал Аносов говорит о том, что никогда в своей жизни не испытывал истинное чувство любви и никогда не видел его в реальной жизни, то Желтков способен на самоотверженную любовь, при которой он готов отказаться от всего, что у него есть, готов отдать все, что у него есть, готов пожертвовать даже собственной жизнью, чтобы его возлюбленная была счастлива.
А.И. Куприн демонстрирует, что обычный телеграфист, «маленький человек» оказывается по-настоящему любящим человеком. Писатель будто подтверждает мысль Н.М. Карамзина «И крестьянки любить умеют», несколько видоизменяя ее: «И «маленький человек» любить умеет». Автор «Гранатового браслета» показывает, что Желтков в центр своей жизни ставит чувство любви, в то время как представители светского общества заняты развлечениями, балами, азартными играми, ужинами и разговорами. Желтков не думает о своем социальном положении, как это делают дворяне. Он искренен в своих порывах, бескорыстен, ничего не требует, а лишь предлагает свою жертву ради любви. Близкие Веры Шеиной думают о том, что Желтков – настоящий маньяк и преследователь. Они не могут поверить в то, что есть такое сильное и чистое чувство любви, потому что сами никогда его не испытывали.
Таким образом, в «Гранатовом браслете» звучащая тема неравенства связана с социальным неравенством (дворянское общество, в которое входят Вера Шеина и ее близкие, противопоставляется обычному «маленькому человеку» Желткову) и нравственным неравенством (Желтков – единственный, кто умеет искренне любить).