Тема пути и времени в рассказе Горького «Старуха Изергиль»


В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» на протяжении всего повествования поднимается тема пути и времени.

Композиция рассказа построена так, что старуха Изергиль повествует о событиях своей жизни, которые происходили более тридцати лет назад. Старуха рассказывает о том, что происходило с ней с пятнадцати до сорока лет, хотя на момент повествования ей около семидесяти лет. То есть реальное время, олицетворенное разговором старухи Изергиль с рассказчиком, совмещается с событиями прошлых лет. Обращение к прошлому связано и с легендами, события которых происходили тысячи лет назад. Старуха Изергиль начинает свой рассказ о жизни Ларры с обозначения времени: «многие тысячи лет» прошли с того момента. История о судьбе Данко также начинается со слов, обозначающих время действия: «в старину».

Обращение к теме времени позволяет продемонстрировать быстротечность человеческой жизни. Старуха Изергиль рассказывает о своей судьбе так, словно эти события произошли совсем недавно. Повествователь показывает несоответствие: старая и сморщенная Изергиль рассказывает о днях своей молодости. Молодость героини резко противопоставлена ее старости, которую рассказчик видит воочию.

Образ времени в рассказе «Старуха Изергиль» и убыстряет время, и замедляет его. Главная героиня, рассказывающая повествователю легенды, отмечает то, что события были очень давно. Однако до сих пор можно видеть тень Ларры и голубые языки огня, которые остались от горящего сердца Данко.


Помимо проблемы времени, в рассказе поднимается и проблема пути.

Ларра, живший все это время со своим отцом-орлом отдельно от людей, приходит к племени, в котором до рождения Ларры находилась его мать. Герой проделывает этот путь и демонстрирует читателю свою личность.

Старуха Изергиль свою жизнь до сорока лет провела в движении, в пути. Родившись на берегу Бырлата, Изергиль за всю свою всей свою жизнь побывала в разных городах и странах: в Букурешти, Скутари, Болгарии, Польше, Бохнии, Галиции, Добруджу. Такое большое количество стран говорит о большом пройденном пути старухи Изергиль.

Данко также проходит свой путь. Сначала его племя находилось на безопасной территории, затем их оттеснили в глубь леса, где находились болота и непроходимые деревья. Оказавшись на этой земле, Данко решил бороться с мраком, предложив народу пойти сквозь лес. Мотив пути становится сюжетообразующим в данной легенде. С каждым шагом силы племени истощались, люди начинали роптать на Данко, который ради спасения своего народа решил вырвать свое сердце и осветить им путь. В конце пути Данко удается вывести людей к свету и свободе.

Однако тема пути, звучащая в рассказе «Старуха Изергиль», более сложна, чем кажется на первый взгляд. М. Горький показывает жизненные пути трех индивидуальностей. Ларра, старуха Изергиль, Данко выбирают свои жизненные пути. Сын орла выбирает путь эгоизма, Данко – альтруизма, старуха Изергиль выбирает промежуточный жизненный путь, основанный на жизни для себя в рамках общества.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Черты романтизма в рассказе Горького «Старуха Изергиль»
  • Тема свободы в рассказе Горького «Старуха Изергиль»
  • Тема любви в рассказе Горького «Старуха Изергиль»
  • Проблематика рассказа Горького «Старуха Изергиль»