Тема судьбы в романе Лермонтова «Герой нашего времени»


В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» наиболее ярко выражена тема судьбы.

В главе «Фаталист» показано, что Печорин в споре с Вуличем утверждает, что предопределения не существует. Однако во многих своих рассуждениях, описанных не только в главе «Фаталист», Печорин говорит о судьбе и предназначении: «Такова была моя участь с самого детства»; «Явно судьба заботится о том, чтоб мне не было скучно»; «Судьба ли нас свела опять на Кавказе <…>?»; «Судьба вторично доставила мне случай подслушать разговор»; «судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние!» и др.

Печорин часто размышляет о том, что то, с чем ему пришлось столкнуться в жизни, было дано ему судьбой. В такие моменты Печорин будто хочет снять с себя ответственность за собственные поступки.


Но чаще всего Печорин выражает мысль о нежелании идти так, как ему предназначено. Печорин не хочет жениться, поскольку подсознательно обращается к предсказанию, гласящему, что он умрет «от злой жены». Отказавшись от брака с княжной Мери, Печорин задается вопросом: «отчего я не хотел ступить на этот путь, открытый мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное?». Печорин сам отвечает на этот вопрос: «Нет, я бы не ужился с этой долею!». Во всех главах показано, что главный герой вступает в поединок с судьбой, рискует собственной жизнью, стремится стать вершителем чужих судеб, потому что не хочет мириться с предназначенным. Его принципом можно считать слова казака-убийцы: «Не покорюсь!». Борьба Печорина с судьбой заключена в совершении им конкретных действий.

Печорин предпринимает многочисленные попытки найти себя, но все поединки Печорина с судьбой заканчиваются для него проигрышем. Главный герой признает собственное бессилие в борьбе с судьбой, однако это признание ведет не к смирению, а к отчаянным действиям.

Особенно ярко тема судьбы звучит в главе «Фаталист», где подчеркивается противоречивость Печорина, который, утверждая, что предопределения нет, видит на лице Вулича «печать смерти», отмечая, что перед смертью у людей появляется «какой-то странный отпечаток неизбежной судьбы». После осечки пистолета, благодаря которой Вулич остался в живых, Печорин говорит Вуличу, что поверил в предопределение, однако по дороге домой он думает об обратном. Проверяя судьбу в эпизоде с поимкой казака-убийцы, Печорин придумывает план, а не надеется исключительно на судьбу. После случившегося Печорин признается, что он не сделался фаталистом. М.Ю. Лермонтов показывает, что Печорин не отрицает возможное существование предопределения, но и не является явным фаталистом, каким был Вулич. В такой позиции выражено авторское мнение: писатель не высказывает явное убеждение в существовании или отсутствии судьбы, но он выражает мысль о том, что, даже если судьба существует, человек должен действовать, используя собственную волю, а не подчиняться судьбе, делаясь в ее руках игрушкой.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Мое отношение к Печорину (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)
  • Первое знакомство с Печориным (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)
  • Что роднит Печорина с главным героем романа Пушкина «Евгений Онегин»?
  • Роль пейзажных зарисовок в романе Лермонтова «Герой нашего времени»