Традиции и новаторство Достоевского в романе «Бедные люди»


Роман Ф. Достоевского «Бедные люди» быстро стал популярным, получил множество положительных отзывов критиков. Тем не менее, многие из них пытались объяснить такой успех, сравнивая произведение Федора Михайловича с «Шинелью» М.В. Гоголя. Некоторые критики даже называли молодого писателя «новым Гоголем».

На самом деле, Ф. Достоевский не наследовал Гоголя. Он просто взял за основу романа традиционную для русской литературы первой половины ХІХ века тему «маленько человека», но осмыслил и подал ее оригинально. Писатели эпохи Федора Михайловича, изображая «маленького человека», акцентировали внимание на бедности героя, его жалком существование, поведении, подобном загнанному зверю. Достоевский тоже показал эти стороны жизни бедняков, но сделал акцент на унижении человеческого достоинства. Таким образом, молодой писатель показал, что нельзя оскорблять человека только из-за его скромного материального положения. В отличие от Гоголя, Достоевский отходит от комического тона, раскрашивает произведение трагическими красками.

Для раскрытия указанной темы и ряда других проблем писатель выбрал форму эпистолярного романа. Этот жанр на то время новым, более того, читатели воспринимали его как архаический. Достоевский представил его оригинально.


Традиционно эпистолярный роман предполагал воспроизведение переписки между возлюбленными, изображения изысканных, благородных героев. У Федора Михайловича проблема любви второстепенна по сравнению с проблемами маленького человека, бедности. Благородных героев-аристократов в произведении тоже нет. Авторы писем – посредственные люди, живущие скромно. Письма созданы Федором Михайловичем так, чтобы показать особенности характеров их авторов, процесс их преображения.

Не зря героями романа становятся чиновники, откупщики, помещики. Это самые заметные деятели эпохи Достоевского. Критики отмечали, что они были «самыми любимыми героями» их века, нашедшими свое место в реалистических произведений. Систему образов можно считать традиционной. Тем не менее, находится в «Бедных людях» место для персонажей, присущих романтизму: героев-мечтателей, поклонников Пушкина. Такое смешение – новаторство Федора Михайловича.

Еще с давних времен в литературе существует традиция делить героев на позитивных и негативных. На первый взгляд, в романе Ф. Достоевского такое же разделение: позитивными персонажами можно считать Девушкина и Вареньку, вдову Доброселову, Горшкова, негативными – Анну Федоровну, помещика Быкова, Ратазяева. Проанализировав поступки героев, понимаем, что такое разделение очень условное. Ни Девушкин, ни Варенька, ни Горшков не являются идеальными. В их поведении, характерах можно заметить недостатки. Достоевский правдиво изобразил героев без приукрашивания действительности. Это характерная черта реализма, поэтому писателя не стоит считать новатором в этом плане.

Таким образом, Ф. Достоевский в романе «Бедные люди по-новому обыграл традиционные жанр, проблемы, систему образов.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему Достоевский отказался от оптимистического финала романа «Бедные люди»?
  • Мой финал романа Достоевского «Бедные люди»
  • Двойники Макара Девушкина (по роману Достоевского «Бедные люди»)
  • Проблематика романа Достоевского «Бедные люди»