Традиции и новаторство комедии Фонвизина «Недоросль»


Фонвизинская комедия «Недоросль» – величайшее произведение русской литературы, которое отличается тем, что традиции такого литературного направления, как классицизм, сливаются воедино с новаторскими чертами.

Фонвизинская комедия написана в соответствии с классицистическим правилом трех единств: единство времени, места и действия. Действие происходит одним днем в имении Простаковых.

Д.И. Фонвизин, создавая систему персонажей, использует классицистическую традицию деления всех действующих лиц на положительных и отрицательных. К строго положительным персонажам относятся Стародум, Правдин, Милон и Софья. К строго отрицательным персонажам относятся Простакова, Митрофанушка, Простаков и Скотинин.

Традицией является и то, что драматург использует прием говорящих имен и фамилий. Фамилии Простаковы, Скотинины, Стародум, Правдин и имена Митрофан, Милон, Софья, Терентий являются говорящими, то есть они указывают на отличительные черты каждого персонажа.


Д.И. Фонвизин вводит в повествование героя-резонера, коим является Стародум. В большинстве случаев именно он разоблачает пороки, а также говорит такие высказывания, в которых четко прослеживается авторская позиция. Речь Стародума афористична, направлена на наставления читателей и зрителей, что свойственно для классицизма.

Несмотря на большое количество традиций классицистической литературы, в фонвизинской комедии прослеживаются и новаторские черты. Они связаны с таким литературным направлением, как реализм, который не был так популярен во времена работы Д.И. Фонвизина над «Недорослем».

Название комедии указывает на то, что центральной темой должна стать проблема образования и воспитания молодого поколения. Однако Д.И. Фонвизин расширяет эту тему, не только раскрывая образ недоросля, но и показывая причины того, почему шестнадцатилетний подросток необразован и вообще ничего не умеет делать. В комедии поднимается не одна, а несколько проблем. Проблемы воспитания, образования и невежества тесно переплетаются с проблемами крепостного права и помещичьего произвола. Д.И. Фонвизин посвящает свою комедию не только проблеме просвещения, что было свойственно классицизму, но и проблемам общественной несправедливости. Драматург обличает общественные пороки, что является характерным признаком реализма. Невежество Митрофанушки и его необразованность – следствие общественных принципов и стереотипов. Д.И. Фонвизин показывает причины возникновения невежества и необразованности Митрофана, а демонстрация предпосылок и причин – характерная черта реалистического направления.

Черты реализма проявляются также в том, что некоторые персонажи имеют как достоинства, так и недостатки. Цыфиркин – малообразованный человек, который не может многому научить Митрофанушку, однако он обладает нравственностью, не позволяющей ему взять деньги за обучение, потому что он ничему не научил Митрофана. Сложность характера наблюдается и у Простаковой, которая представлена как жестокая по отношению к крестьянам женщина, всем сердцем любящая своего сына.

Новаторской является и речь. Для классицизма было характерно использование «высокого стиля». Д.И. Фонвизин наделяет своих персонажей такой речью, которая отражала бы их социальное положение или внутренние качества и мировоззрение.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Речь Простаковой в комедии Фонвизина «Недоросль»
  • Речь Скотинина в комедии Фонвизина «Недоросль»
  • Речь Стародума в комедии Фонвизина «Недоросль»
  • Речи Кутейкина, Вральмана, Цыфиркина в комедии Фонвизина «Недоросль»