Традиции Маяковского в поэме Рождественского «Реквием»


Роберт Рождественский – поэт, ощутивший на себе все тяготы военного времени. Именно поэтому его знаменитая поэма «Реквием» наполнена таким трагизмом и болью.

Если говорить о традициях, которые находят отражение в тексте произведения советского поэта, то сразу бросается в глаза похожесть на Маяковского. В чем же она выражается? Будем разбираться.

На мысль о некоем сходстве с Маяковским наталкивает композиционное и интонационное оформление текста. И пусть разбивка на главы не такая уж прямая отсылка к творчеству Владимира Владимировича, то членение фраз – непосредственно его ноу-хау.

Именно знаменитая «лесенка» Маяковского взята Рождественским за основу при написании поэмы «Реквием». Поэт выделяет не только отдельные строки, но и подстрочия, строчки, которые остаются после дробления целой строки. В начале второй главы в подстрочиях автор располагает самые важные слова: «Родина», «жизнь», «любовь». Дойдя до этих строк, ты не сможешь прочитать их на одном дыхании, нужна будет пауза. Это и позволит и в содержательном смысле сделать акцент на этих словах.


Так вот с какой целью Рождественский использует этот прием. Все в художественном тексте подчиняется единому замыслу. Лесенка же необходима для того, чтобы еще раз обратить внимание на самые значимые слова.

На схожесть с Маяковским указывает и большое количество повторов. Рефреном проходят как слова, так и отдельные словосочетания.

Проследим по главам, какие слова повторяются чаще других. Так, к примеру, в первой главе несколько раз, как заклинание, поэт произносит фразу: «Вечная слава героям!». Во второй – это слово «родина», а в третьей – «Победа». Ведь такое частотное употребление тоже неспроста. Значит, именно эти слова являются ключевыми для понимания смысла данных глав поэмы. Кроме этого, мы можем говорить и о том, что через эти три главы проходит связующая нить. В смысловом плане ее можно обозначить следующим образом: «Вечная слава героям, защищавшим родину и одержавшим победу в этой страшной войне».

Такое нагнетание повторов продолжается и в других главах. Например, в восьмой главе словом, на котором Рождественский делает акцент, становится местоимение «нас», употребляется в тексте оно с предлогом без восемь раз. Такое засилье одной конструкции помогает создать напряжение, довести его до наивысшей точки. В интонации же всей этой главы слышится одновременно и просьба, и мольба, и приказ.

Заканчивая разговор о схожести Владимира Владимировича Маяковского и Роберта Рождественского, следует отметить и еще одну, характерную для обоих черту. Оба поэта - представители «громкой» эстрадной поэзии. Как стихи Маяковского, так и поэму «Реквием» можно не просто прочесть в уединении своей комнаты, ее можно прокричать с трибуны. И так она будет даже более понятной. Недаром ежегодно последняя, десятая главка поэмы звучит на митингах во всех уголках нашей необъятной страны. Преобладание ораторской интонации – еще одна черта схожести двух великих поэтов.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образы-символы в поэме Рождественского «Реквием»
  • Главная мысть поэмы Рождественского «Реквием»
  • Композиция поэмы Рождественского «Реквием»
  • Отзыв о поэме Рождественского «Реквием»