Цветопись и звукопись в балладе Жуковского «Светлана»


Цветопись представляет собой специальный прием в литературе, с помощью которого автор не передает чувства напрямую, а позволяет читателю задуматься над глубиной произведения, уловить скрытый символический смысл. Цвет создает неповторимый образ, помогает отразить особенности народного мироощущения, погрузиться в особенную атмосферу.

В балладе Василия Андреевича Жуковского «Светлана» представлена определенная цветовая гамма, выполняющая определенную идейно-художественную нагрузку.

В тексте встречаются следующие цвета: белый («белый плат», «белая пелена», «белоснежный голубок», «белою запоной», «бледность на устах»), черный («черный гроб», «черный вран», «мрачнее ночи»), золотой (кольцо златое).

Наиболее часто встречающийся в тексте белый цвет выполняет двойную смысловую нагрузку. Издавна считалось, что это – цвет чистоты, невинности, благочестия, святости, божественного откровения. Жуковский, описывая сцену гадания канун праздника Крещения, использует белые оттенки. Здесь белый выступает символом Божественного, святого. Автор подчеркивает торжественность обстановки, в которой происходило гадание, а также нравственную чистоту девушек, их чистые помыслы. Белый здесь взаимодействует с золотым («кольцо златое»), что, в свою очередь, «подсвечивает» его и делает особенно ярким, торжественным, праздничным.

В другом, негативном смысле, белый выступает символом пустоты, печали, нездоровья, мертвенности. Поэт, описывая сцену снежной круговерти, использует белый с оттенком серого: так читатель погружается в пустынное ледяное пространство, предвещающее гибель. Бледен и бел лик страшного мертвеца, его уста бледны. «Гибель близко!» – предвещают белые, бледные, нездоровые оттенки.


Белоснежный голубь уподобляется ангелу: он несет утешение и надежду на спасение. Кипельно-белый оттенок издревле считался символом святости, незапятнанности и чистоты.

Характерно, что Жуковский противопоставил в балладе белый и черный цвета, желая подчеркнуть борьбу добра со злом. Черный воплощает негативное, смертельное, несущее гибель. Черный ворон на Руси считался символом беды, скорой смерти, черный гроб предвещает траур, горькую долю, кручину. По обычаю, покойников принято хоронить в алых гробах, здесь же черный призван подчеркнуть крайний ужас происходящего, отсутствие даже намека на спасение. Мрачный, то есть «черный» лик и у зловещего мертвеца, тянущего свои страшные объятия, чтобы утащить главную героиню в потустороннюю бездну.

Звукопись (аллитерация) также, как и цветопись, выполняет определенную смысловую функцию в поэтической речи. Она «оживляет» картины, создает нужную динамику. Так, например, описывая жизнеутверждающие, радостные эпизоды крещенского гадания, автор активно использует определенные звукосочетания звонких согласных «р», «в», «г», «д», «б», «л», то же самое происходит и в сценах свадебного застолья.

В сценах, где происходит безмолвное, трепетное ожидание гадающей отражения в зеркалах своего суженого, поэт, наоборот, переходит на лексику, включающую большее количество глухих согласных. Читатель отчетливо «слышит» вкрадчивый шепот призрака, его зловещее дыхание.

Таким образом, цветопись и звукопись помогают «оживить» обстановку, сделать текст баллады насыщеннее и ярче.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Романтические особенности баллады Жуковского «Светлана»
  • Художественные особенности баллады Жуковского «Светлана»
  • История написания баллады Жуковского «Светлана»
  • Отзыв о балладе Жуковского «Светлана»