Уроки достоинства и человечности (по повести Железникова «Чучело»)


Рассказывая историю девочки, которая на себе ощутила жестокость сверстников, В. Железников в повести «Чучело» дает уроки достоинства и человечности. К сожалению, не все обладают этими качествами и причины этого разные.

Владимир Карпович показывает поступки школьников и взрослых, подталкивая читателя к анализу и определенным выводам. На протяжении всей повести мы следим за шестиклассницей Леной Бессольцевой. Уже первые описания её поведения, характера, увлечений показывают, что это человек с чистой душой. Лена попадает в класс, где её начинают травить. Девочка терпит издевательства, но у неё даже мысли не возникает о мести. Наоборот героиня искренне пытается подружиться с одноклассниками, помочь тем, кто в этом нуждается. Ни капельки злобы не оседает в её маленьком сердечке. Разве это не человечность?

Когда Ленка говорит, что она предательница, её начинают травить еще более жестоко. Ленка опять-таки не мстит. Ей просто хочется уехать. Но испытания закаляют её характер. Перед тем как уехать, Бессольцева делает отчаянный поступок. Она остригает волосы, надевает платье, которое вместе с чучелом подожгли одноклассники, и идёт «в гости» к Димке Сомову. Там она говорит правду собравшимся ребятам. Почему она так делает? Думаю, поступок объясняется тем, что девочка хочет сохранить достоинство. Лена понимает, что если она просто уедет, её действительно будут считать предательницей, а ей этого не хочется.

Дедушка Лены тоже добрый человек, но он очень увлечен картинами. Николай Николаевич решает уехать вместе с Леной. Перед отъездом он дарит картины местному музею и школе. Это решение — тоже урок достоинства. Можно говорить и о человечности Бессольцева. Он, как и внучка, не хотел мстить ребятам.


Человечным является и Васильев. Ему жалко Лену, но трусость и не умение себя защитить перед другими не дают ему заступиться за девочку. Но он делает попытки. Когда Васильев узнает об отъезде Бессольцевых, он отправляется в их дом, чтобы поговорить с Леной. Именно он, сам того не подозревая, подталкивает Лену к походу к Сомову. Димка Сомов тоже пытается защитить Бессольцеву, он не жестокий, как другие ребята. Однако трусость Димки затмевает его человечность.

Шмакова, Попов, Железная Кнопка, Валька, Рыжий — ребята, которым чужда человечность. Они не могут поступать достойно. Некоторые из них считают себя лучше других, а некоторые боятся насмешек. Железная Кнопка уверена, что поступает достойно. На самом деле, она просто пытается быть правильной, даже если её правильность приводит к жестокости.

Но детские характеры только формируются. Часто дети берут пример из взрослых, в том числе из учителей. Классную руководительницу шестого класса Маргариту Иванову вряд ли можно назвать образцом человечности и достоинства. Она думает только о себе и совершенно забывает об учениках. А потом и вовсе поступает нечестно, когда отказывается везти их на экскурсию в Москву.

Таким образом, уроки доброты и человечности В. Железников дает на каждой странице повести «Чучело». Каждому читателю важно усвоить их.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Актуальность повести Железнякова «Чучело» в наши дни
  • Чему учит повесть Железнякова «Чучело»?
  • Композиция повести Железнякова «Чучело»
  • Отзыв о повести Железнякова «Чучело»