«Узник» - сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова


Стихотворение А.С. Пушкина «Узник», как одноименное произведение М. Лермонтова имеет автобиографическую основу. Оба поэта – свободолюбивые личности, привыкшие к независимости, поэтому очень страдали, когда свободу эту ограничивали.

А.С. Пушкин в 1820-1824 годах пребывал в южной ссылке. Власти заставили его выехать из Санкт-Петербурга в Кишинев. Служба в провинции была воспринята поэтом как личное оскорбление, но он не имел другого выбора: он понимал, что бунт может стать причиной ссылки в Сибирь. Однако бунтарский дух Александра Сергеевича отобразился на бумаге. В 1822 году появился стих «Узник».

М.Ю. Лермонтов в 1837 году написал произведение «Смерть поэта», посвященное гибели А. Пушкина на дуэли. За свое творение Михаил Юрьевич был арестован. Под арестом он был недолго, так как о его освобождении позаботились друзья и бабушка Пушкина. Вскоре молодой поэт оказался в Нижнегородском полку драгунов.

Троюродный брат Лермонтова вспоминал, что стихотворение «Узник» было создано во время пребывания под арестом. Поэт писал спичками, сажей, вином на обертках серого хлеба. В этом произведении соединились мотивы романтической темницы и реалистической тюрьмы.


А.С. Пушкин в стихотворении «Узник» говорит от имени молодого человека, который сравнивает себя с молодым орлом. Это и есть лирический герой, в котором просматривается и образ автора. Узник вырос в неволе, но с тоской наблюдает за товарищем-орлом, который клюет под темницей пищу. Оба «орла» смотрят друг на друга и, вдруг понимают: их роднит желание улететь. Порыв души лирического героя концентрируется в строке: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!».

Если рассматривать стих с позиции автора, то под темной сырой темницей следует понимать южный город, который взял в оковы Пушкина. Вольный же орел – символ людей, которые имеют возможность в любой момент сорваться с месту и улететь, внемля ветер и свободу, вот только, по каким-то внутренним причинам, до сих пор находятся подле «темницы».

Узник М.Ю. Лермонтова не скрывается под аллегорической оболочкой. Это человек, который хочет жить полной жизнью. Лирический герой в этом стихе создан в романтическом ключе – он одинок, стремится к свободе: «На коня потом вскочу и, как ветер, улечу».

Мечты Лермонтовского лирического героя не долетают до высокого окна темницы, очень быстро разбиваются о тяжелую дверь с замком. Он завидует коню, который резвится на свободе в степи. Последний куплет – полное возвращение героя к тюремной реальности. Его гнетут темничные атрибуты: голые стены, тусклый свет и шаги часового в тишине.

Художественное оформление стихотворений заметно отличается. Стиль «Узника» Пушкина приближается к высокому слогу («вскормленный в неволе орел молодой», «где синеют морские поля»). Художественные средства стиха Лермонтова сохраняют фольклорную стилистику («черноглазая девица», «черногривый конь»).

Стихотворения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова не похожи системой образов, стилистикой, но их объединяет идея – показать, что человек не может жить в неволе полноценно.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Фонтан» - сравнительный анализ стихотворений Тютчева и Фета
  • «Памятник» - сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Державина
  • «Пророк» - сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова
  • «Аленушка» - сравнительный анализ стихотворений Кедрина и Прокофьева