В чем принципиальное различие в оценке бунта Пушкиным и Есениным?


К проблеме бунта обращались многие русские писатели и поэты, включая А.С. Пушкина (повесть «Капитанская дочка» и «История Пугачева») и С.А. Есенина (поэма «Пугачев»). Данные авторы, принадлежащие разным эпохам, по-разному посмотрели на бунт и на образ Пугачева.

В одном из писем С.А. Есенин высказывал следующую мысль: «Я <…> убедился, что Пушкин во многом был неправ».

Собственное отношение к бунту А.С. Пушкин и С.А. Есенин выразили по-разному. А.С. Пушкин в «Капитанской дочке» утверждает: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!». С.А. Есенин не утверждает, а ставит вопрос: «Что ты? Смерть? Иль исцеленье калекам?».

А.С. Пушкин считает бунт явлением бессмысленным, С.А. Есенин же показывает, что у бунта была цель: улучшить жизнь простого русского народа и добиться всеобщей справедливости.


А.С. Пушкин отказывается от предложенного Емельяном Пугачевым пути, а С.А. Есенин не дает четкой позиции относительно того, нужен был бунт или нет. Исходя из контекста всего произведения, видно, что С.А. Есенин положительно оценивает образ Пугачева, который выступил в роли народного защитника, а не в роли злодея.

А.С. Пушкин описывает крестьянское восстание в рамках реалистического направления, основанном на принципе историзма, а С.А. Есенин представляет Пугачева как романтического героя, стремящегося обрести мир мечты, идеальный для простого русского народа. С.А. Есенин поэтизирует смелость, храбрость и желание добиться справедливости, свойственные Пугачеву. А.С. Пушкин называет Пугачева самозванцем и бунтовщиком, а С.А. Есенин – «мужицким» царем.

В письме, о котором говорилось выше, С.А. Есенин говорит, что у А.С. Пушкина была «дворянская точка зрения». А.С. Пушкин в своей повести центральными персонажами сделал представителей дворянства, поэтому там видно отношение дворян к деятельности Пугачева. С.А. Есенин же героями своей поэмы сделал простой русский народ, который был согласен с мыслями Пугачева, который первоначально встал на его сторону, желая бороться за справедливость. С.А. Есенин рисует образ сторожа, который говорит о том, что все то, что было дорого простому мужику, было отдано Екатериной II дворянам. Получается, что у А.С. Пушкина и С.А. Есенина совершенно противоположные видения одной и той же ситуации.

С.А. Есенин отмечает, что у А.С. Пушкина «очень мало имен бунтовщиков», а вот имен противоборствующей стороны очень много. У С.А. Есенина, несмотря на небольшой объем поэмы, довольно много образов мятежников и тех, кому были близки их мысли: сам Емельян Пугачев, сторож, Кирпичников, Караваев, Оболяев, Зарубин, Хлопуша, Подуров, Торнов, Шигаев, Чумаков, Бурнов, Творогов, Крямин. С.А. Есенин в том же письме отмечает, что сподвижники Пугачева являлись «людьми крупными, яркими фигурами», но у А.С. Пушкина этого показано не было.

Таким образом, крестьянское восстание, связанное с именем Пугачева, изображается А.С. Пушкиным и С.А. Есениным по-разному.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Отзыв о поэме Есенина «Пугачев»
  • Авторское отношение к Пугачеву в поэме Есенина «Пугачев»
  • Сравнительная характеристика Пугачева Есенина («Пугачев») и Пушкина («Капитанская дочка»)
  • Пугачев в поэме Есенина «Пугачев» и в народном фольклоре