В чем проявилось новаторство Чернышевского в романе «Что делать?»
Многие черты романа Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?» традиционны: это мотивы семейного гнета, проблема брака по расчету, сюжетная линия, связанная с любовным треугольником. Однако то, с помощью каких приемов писатель раскрыл все эти традиционные моменты, является новаторским, заслуживающим отдельного внимания читателей и исследователей.
Уже жанр имеет ряд своих особенностей. Его оригинальность проявляется в том, что в произведении описывается и семейная жизнь героев, и идеологическая философия героев, и процесс образования и развития "новых людей".
Роман с любовной сюжетной линией, которая является сквозной, кроме любовной темы поставил и другие проблемы современного автору общества: социальные, политические, нравственные. Поэтому в повествовании помимо описания судеб главных героев характеризуются образы Рахметова, Полозовой, Крюковой и других персонажей. Некоторые исследователи романа отмечают "сдвоенность" сюжета, который параллельно описывает любовный треугольник Веры Розальской, Лопухова и Кирсанова, а также "потайной" замысел, связанный с революционными идеями. Однако новаторство заключено не в том, что в произведении есть два плана повествования, а в том, что они имеют единую художественную структуру.
Художественное единство выполняет образ повествователя, который на протяжении всего романа обращается к «проницательному читателю», что также является новаторским.
Однако самыми необычными для того времени были сами герои романа «Что делать?». Н.Г. Чернышевский показал зарождающиеся образы революционеров, которые в повествовании являются "новыми людьми". Писатель является одним из немногих, кто описывал только появляющиеся события в истории жизни России. Для него было важным передать это зарождение абсолютно нового исторического явления, противопоставленного "старому миру".
Так, в романе реализован принцип утопии. Общество, как хотел показать Н.Г. Чернышевский, в ближайшем будущем будет похоже на рай, где все люди будут иметь равные права.
Также необычным для всей литературы стало то, что автор в начале повествования помещает эпизод из более поздней жизни Лопухова. Фабула произведения не совпадает с сюжетом, что было не характерно для творчества большинства писателей.
Интересным является и использование различных аллегорических образов и метафор. Конечно, писатель сделал это из цензурных соображений, чтобы текст романа был допущен к печати. Однако то, что Н.Г. Чернышевский смог передать свой замысел с помощью намеков, является показателем настоящего писательского таланта.
Свои воззрения писатель отразил в снах Веры Павловны, которые также являются новаторскими.
Таким образом, Николай Гаврилович Чернышевский в романе «Что делать?» с помощью новаторских и необычных приемов и способов смог раскрыть актуальные для того времени вопросы, которые отчасти совпадают с традиционными в литературе.