В чём символическое значение двух вдов? (по рассказу Чехова «Студент»)


Важную роль в рассказе А.П. Чехова «Студент» выполняют две вдовы, с которыми начинает разговор Иван Великопольский.

Еще до того момента, как главный герой подошел к Василисе и Лукерье, он размышляет о том, что русский народ привык к бедности, голоду, невежеству, тоске, мраку, чувству гнета. Фактически Василиса и ее дочь Лукерья являются яркими примерами того самого бедного и несчастного русского народа, о котором думает Иван Великопольский. А.П. Чехову достаточно несколько предложений, чтобы продемонстрировать тяжелую и обездоленную жизнь Василисы и Лукерьи.

Центральный персонаж рассказывает историю, в которой говорится о петровском отречении от Иисуса. Василиса, выслушав рассказ, плачет, как бы стыдясь своих слов. Ее дочь Лукерья также неравнодушно относится к услышанному рассказу: выражение ее глаз меняется, оно показывает, что Лукерья испытывает внутреннюю боль. А.П. Чехов показывает близость Василисы и Лукерьи к Петру. Две вдовы символизируют тесную связь между прошлым и настоящим. Неслучайно Иван Великопольский позже думает о том, что он, рассказав евангельскую историю о Петре, «дотронулся до одного конца» цепи, и благодаря этому «дрогнул другой» конец цепи: Василиса заплакала, а Лукерья смутилась. Реакция двух вдов – это то, что связывает настоящее с прошлым. Это подчеркивает сам А.П. Чехов, и к этому приходит студент. С помощью Василисы и Лукерьи происходит духовное озарение центрального персонажа.


На тесную связь двух вдов с Петром указывает их поведение после прослушивания рассказа студента. Иван Великопольский в своем повествовании говорит, что Петр, поняв о том, что он действительно отрекся от Иисуса, как тот и предрекал, «горько-горько заплакал». Василиса также плачет. А.П. Чехов показывает, что вдова прекрасно понимает Петра, читатель предполагает, что Василиса, вероятнее всего, знает по собственному опыту, что такое бессознательное совершение греха. Как и Петр, который начал раскаиваться в своем отречении от Иисуса, так и Василиса, видимо, в чем-то раскаивалась. Существует даже точка зрения о том, что Василиса выдала свою дочь Лукерью за мужчину-тирана, в результате чего она, как сказано в повествовании, стала женщиной, «забитой мужем».

Наблюдается также связь Петра и Лукерьи. После того как Петр осознал, что отрекся от Иисуса, он «очнулся». Таким же глаголом можно охарактеризовать и Лукерью, выражение лица которой изменилось: оно «стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль». Лукерья, как и ее мать, понимает чувства Петра, вероятно, они для нее знакомы.

Некоторые исследователи подчеркивают следующий символический смысл образов Василисы и Лукерьи: они представлены как евангельские вдовы Марфа и Мария. Неслучайно А.П. Чехов уделяет особое внимание тому, что Василиса и Лукерья являются вдовами. Можно считать, что героини находят общее с Марфой и Марией, которые, согласно Евангелию, находились рядом с Лазарем и стали свидетелями его воскресения. Василиса и Лукерья также находятся рядом с Иваном Великопольским, когда тот встает на путь духовного озарения.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Преображение главного героя рассказа Чехова «Студент»
  • Особенности композиции рассказа Чехова «Студент»
  • О чем хотел поведать миру Чехов, написав рассказ «Студент»?
  • Отзыв о рассказе Чехова «Студент»