В чем заключается дикость помещика? (по сказке Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»)


В сказке «Дикий помещик» М.Е. Салтыков-Щедрин демонстрирует, как центральный персонаж дичает.

В особой форме выражена физическая дикость глупого помещика. Не желая отступать от собственных принципов, глупый помещик произносит фразу: «Нет, лучше совсем одичаю, лучше пусть буду с дикими зверьми по лесам скитаться <…>». Как показано в повествовании, глупый помещик действительно одичал.

Физическая дикость помещика проявляется в том, что он оброс волосами, обрел чуть ли не «железные» ногти. Главный герой начал передвигаться на четвереньках, и этот способ передвижения казался ему самым удобным. Отмечается, что помещик разучился разговаривать, издавая лишь некий «победный клик», схожий с животными звуками. Помещик, словно животное, больше не чувствовал холода. Как отмечается в повествовании, единственное, что помещика отличало от животного, заключалось в том, что он не имел хвоста; но слово «еще» в словосочетании «хвоста еще не приобрел» показывает, что обретение хвоста – возможный дальнейший путь помещика.

Автор, особое внимание обращая на физическую дикость помещика, демонстрирует его новый образ жизни: теперь он забирается на вершину дерева и оттуда стережет животных, которыми он и питается. В повествовании подчеркивается физическая сила глупого помещика, сравнимая лишь с силой животного. Эта сила позволила главному герою завести дружбу с тем самым медведем, который раньше пугал его. Из слов капитана-исправника известно, что помещик стал настолько диким, что нападал и на людей.


М.Е. Салтыков-Щедрин, особое внимание обращая именно на физическую дикость глупого помещика, хочет обратить читательское внимание на дикость главного героя в целом. В произведении речь идет не только о физической дикости, но и о дикости нравственной. Причем нравственная дикость появляется у глупого помещика намного раньше, чем физическая. Физическая дикость – следствие дикости нравственной.

Нравственная дикость глупого помещика проявляется в том, что герой, ничего не умеющий делать самостоятельно и привыкший к тому, что за него делают все крестьяне, считает, что ему все дозволено. Глупый помещик не ценит тех людей, благодаря которым он существует в комфорте. Главный герой уверен, что крестьяне не должны иметь прав и свобод. Он не способен понять, что крестьяне – такие же люди, как и помещики.

Есть у центрального персонажа также политическая дикость. Желая избавиться от крестьян, глупый помещик не понимает, чем это может обернуться для всего государства. М.Е. Салтыков-Щедрин, демонстрируя лишь два класса того времени – крестьян и помещиков, встает на крестьянскую сторону, выражая мысль о том, что помещики без труда крестьян ничего не стоят. Автор показывает, что отсутствие крестьян влияет не только на жизнь конкретного помещика, но и на жизнь целого государства. Если капитан-исправник осознает, к чему может привести отсутствие крестьян – к уменьшению казны и исчезновению тех продуктов, которые производили крестьяне, то помещик осознать этого не может.

Таким образом, у глупого помещика наблюдается физическая, нравственная и политическая дикость.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Характеристика глупого помещика от лица капитана-исправника
  • Мое отношение к глупому помещику (по сказке Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»)
  • Отзыв о сказке Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»
  • Чему учит сказка Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»?