В чем заключается смысл названия повести Гоголя «Портрет»?


Название повести Н.В. Гоголя «Портрет» выполняет важные смысловые функции.

Портрет ростовщика является одним из связующих элементов между двумя частями повести, которые можно рассматривать как отдельные произведения.

Портрет является своеобразным героем. В 1-ой части он воздействует на художника Чарткова. Во 2-ой части он воздействует на отца художника Б., на его приятеля, на племянника этого приятеля, на собирателя картин и других людей.

Во 2-ой части образ портрета ростовщика раскрывается больше, чем в первой. Если в 1-ой части хождение призрака ростовщика по комнате Чарткова можно воспринять как сон, то во 2-ой части уделяется большее внимание фантастичности образа портрета. Если в 1-ой части нахождение Чартковым 1000 червонных в раме портрета можно посчитать случайностью, то во 2-ой части подчеркивается дьявольская деятельность ростовщика через свой портрет. 2-ая часть, в которой рассказывается о личности ростовщика, о создании портрета и о воздействии портрета на многих людей, подтверждает мысль о том, что изменения с Чартковым произошли под воздействием портрета.


Называя повесть «Портрет», Н.В. Гоголь подчеркивает, что именно из-за портрета ростовщика происходят различные изменения в душах обладателей портрета. Портрет является ярким представителем зла, который заставляет людей становиться эгоистичным и корыстолюбивым человеком и совершать недобрые поступки. Портрет является символом власти денег и славы.

Н.В. Гоголь акцентирует внимание на образе портрета в названии, демонстрируя, что портрет символизирует настоящее зло, существующее в мире. Автор показывает, что портрету не важно было, кто стал его владельцем, он искушал абсолютно всех людей. Изображая смерть Чарткова, демонстрируя, что после разговора художника Б. с отцом и аукционом прошло целых 15 лет, показывая, что портрет украли, что он и дальше будет искушать и проверять людей, Н.В. Гоголь подчеркивает вечность зла.

Портрет является фантастическим элементом, но название не подчеркивает фантастичность действия, наоборот, название подчеркивает реалистичность действия. Н.В. Гоголь не снимает ответственности с людей, он не делает так, что портрет полностью управляет жизнью людей. Портрет лишь искушает людей, ставя их перед выбором добра или зла. Портрет не способен изменить человека и сделать его представителем зла, он лишь выступает как лакмусовая бумажка, которая проверяет истинную сущность человека. Кто-то подается искушениям портрета, как это сделал Чартков, кто-то не подается искушениям портрета, как это сделал создатель портрета. Н.В. Гоголь минимизирует фантастическое влияние портрета-дьявола на душу человека, конечный выбор остается за человеком.

Название также помогает в раскрытии проблем, связанных с искусством и творчеством. Автор с помощью названия хотел подчеркнуть мысль о том, что произведение искусства обладает огромной силой. Отцу художника Б. настолько живо удалось передать взгляд ростовщика, что ростовщик оказался бессмертным.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема искусства и художественного творчества в повести Гоголя «Портрет»
  • Проблема противостояния ремесла и искусства в повести Гоголя «Портрет»
  • «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою» (по повести Гоголя «Портрет»)
  • Белинский о повести Гоголя «Портрет»