Время и пространство в романе Достоевского «Преступление и наказание»


Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» имеет особенности в хронотопе.

Касательно пространства все довольно просто: действие происходит в Петербурге. Однако Петербург становится не только фоном действия, но и важным действующим персонажем.

Ф.М. Достоевский описывает душный Петербург, в котором нет места людям с нравственной чистотой. Автор показывает постоянное пьянство, людскую нищету, разврат. Герои находятся в ужасающих местах: распивочных, трактирах, ничтожно маленьких комнатах, в которых даже трудно дышать.

Комната Раскольникова сравнивается с гробом. Не далеко от нее ушли и комната, в которой живут Мармеладовы, и комната, в которой живет Сонечка Мармеладова. Даже квартира, которую снимает, казалось бы, богатый Лужин для своей будущей жены Дуни Раскольниковой и ее матери, ужасна.

Ф.М. Достоевский отсылает своих персонажей в места, где находят себе приют «униженные и оскорбленные». И показывая, что эти места ужасны, что они нагнетают тоску на разум людей, автор демонстрирует, что неслучайно зарождение безумных и жестоких теорий, какой оказалась и теория Раскольникова.

Ф.М. Достоевский не показывает мир богатого Петербурга, он демонстрируют ту пошлую атмосферу, которая толкала Раскольникова на создание ошибочной теории. Петербург «Преступления и наказания» душит людей, так как им нечем дышать; он губит все лучшие человеческие начала, толкает их на пьянство и даже на преступления.


Касательно времени: в произведении не называется точная дата или хотя бы приблизительный период времени. Но читатель понимает, что это время, когда Россия находилась в ожидании перемен.

В начале всего романа говорится о том, что было начало июля. Сначала Раскольников делает так называемую «пробу», появившись в квартире процентщицы Алены Ивановны. В этот же день Раскольников в распивочной встречает Семена Захаровича Мармеладова и выслушивает историю его семьи. На следующий день главный герой получает от своей матери письмо.

На третий день Раскольников совершает преступление: убивает Алену Ивановну и Лизавету, совершает кражу.

Первая часть, в которой описывается подготовка к преступлению и само преступление, показано с точной хронологией. Дальнейшие части теряют точность времени. Раскольников впадает в лихорадку, и ни читатель, ни сам герой не могут определить, сколько времени прошло с момента преступления. И если первая часть всего романа затрагивает всего несколько дней, то последующие части указывают на длительность времени.

Такая особенность времени действия в «Преступлении и наказании» связана с тем, что Ф.М. Достоевский хотел показать, что совершить преступление – недолго, а вот испытывать из-за него внутренние терзания человеку приходится очень долго. Писатель растягивает повествование, точнее создает иллюзию этой растянутости, чтобы показать читателю, что Раскольников мучает и терзает себя долгое время.

Эпилог увеличивает временной промежуток, показывая, что Раскольников находится на каторге; с момента самого преступления проходит почти полтора года. И семь лет, которые осталось провести Раскольникову на каторге, делаются быстрыми, так как главный герой, который встал на путь воскресения души, и Сонечка Мармеладова подсознательно чувствуют, что время пройдет быстро.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Речь адвоката на суде по делу Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Образ Лебезятникова в романе Достоевского «Преступление и наказание»
  • Образ Пульхерии Раскольниковой в романе Достоевского «Преступление и наказание»
  • Образ Марфи Петровны в романе Достоевского «Преступление и наказание»