Встреча Лаврецкого с Лизой в монастыре (анализ эпизода романа Тургенева «Дворянское гнездо»)


В романах И.С. Тургенева нет случайных эпизодов, все работает на раскрытие образов, идеи произведения. Величие нравственного долга, ответственность за слова и поступки, бренность земного бытия являются вопросами, которые рассматривает автор в «Дворянском гнезде».

Эпизод встречи Лаврецкого с Лизой в монастыре находится в эпилоге и завершает произведение. В жизни главных героев была большая искренняя любовь, чувство всепоглощающее и требующее самоотдачи. Любовь часто граничит с трагедией, читая историю Лаврецкого и Лизы, понимаешь, что это ещё и судьба. В народных песнях девушки всегда мечтают о суженых, предназначенных судьбой. Лиза встретила своего суженого, но это не принесло ожидаемого результата, не всегда любящие могут быть вместе, и умение принять свою долю требует большой силы духа.

Герои оказались перед выбором: долг или личное счастье. Лизе, воспитанной няней Агафьей Власьевной на житиях святых, не пришлось долго думать, она не могла выйти замуж за Федора Ивановича при живой жене. Героиня чувствовала ответственность за грехи всей семьи и решила принести себя в жертву, чтобы искупить их. Девушка понимает, что никого не сможет полюбить так, как Лаврецкого. Эта любовь послана ей свыше, она принимает волю Бога, в этом героиня напоминает пушкинскую Татьяну. Но если Татьяна подчинилась воле матери и вышла замуж за нелюбимого, то Лиза предпочла такому браку монастырь.

Лаврецкий отошел от светской жизни, он порвал все отношения с Варварой Павловной и заперся в деревне. Федор Иванович выполнил желание Лизы и помирился с женой, но жить с ней под одной крышей не стал. Для Варвары Павловны это был лучший выход, она продолжала вести привычный образ жизни, живя отдельно от мужа, а потом и вовсе уехала за границу.


Тургенев говорит, что Лаврецкий и Лиза сошли с земного поприща. Я думаю, что это не совсем так: близость к природе, простым людям, труд приобщают человека к жизни. Более того, может быть, это и есть настоящая жизнь. О том, что Лаврецкий не совсем умер духовно, говорит и тот факт, что он захотел повидаться с Лизой. Пока сердце наполнено любовью, человек жив.

Тургенев показывает силу чувств этих героев через художественные детали. Лиза, проходя мимо Лаврецкого, конечно, увидела и узнала его, она по-прежнему его любит. Об этом говорят дрогнувшие ресницы, крепко сжатые пальцы. Вероятно, она с трудом удержалась от того, чтобы не заговорить с ним. В этом проявляются твердость характера и сила любви героини, она не хочет причинять страдания любимому человеку даже намеком на прошлое.

Риторические вопросы автора заставляют читателя задуматься, попытаться представить себя на месте героев. Только возможно ли это? Тургенев восхищается силой чувств своих героев, об этом говорят заключительные слова: «На них (на чувства) можно только указать и пройти мимо». Такие ощущения не поддаются описанию, даже у мастера слова Тургенева не нашлось слов, чтобы изобразить эту сложную гамму эмоций.

Образ Лизы несёт дополнительное символическое значение. Лиза – это Россия, единственная любовь Лаврецкого. Он долго путешествовал по зарубежным странам, но залечивать душевные раны вернулся в Россию. Здесь он встретил девушку, которая явилась полной противоположностью его жене, большой поклоннице Европы. Исполнив свой христианский долг по просьбе Лизы, Лаврецкий выполняет свой долг перед Россией: он пашет землю и пашет ее, «как можно лучше».

Эпизод подводит итог всему произведению, главной идеей которого является мысль о том, что нравственный долг, долг совести превыше личного счастья. Только высоконравственный человек способен сделать такой выбор.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Спор Паншина и Лаврецкого (анализ эпизода романа Тургенева «Дворянское гнездо»)
  • Трагическая музыка любви в романе Тургенева «Дворянское гнездо»
  • Счастье или долг в романе Тургенева «Дворянское гнездо»
  • «Новизна содержания» романа Тургенева «Дворянское гнездо»