Юмор в рассказе Искандера «13 подвиг Геракла»


Фазиль Искандер обладал искромётным чувством юмора и с помощью него рисовал характеры героев и поступки, которые они совершали. Его рассказ «13 подвиг Геракла» целиком построен на иронии и шутке. Автор использует приёмы, помогающие раскрыть основный смысл произведения — комическую деталь и комическую ситуацию.

Вызывает улыбку серьезное размышление рассказчика о гениальных математиках, которые чаще всего неопрятны и слабохарактерны. Необычны имя и отчество учителя, грека по происхождению. Харлампий Диогенович сравнивается с философом Диогеном. Математик смехом воспитывает в детях честность, храбрость, справедливость. Его метод действительно работает, потому что ученикам неприятно становиться посмешищем для всего класса. Учитель ко всем относится одинаково и начинает высмеивать только тех, кто совершает нечестные поступки. После такого публичного наказания школьники стараются исправиться и больше не попадать в неприятные истории.

Без улыбки невозможно читать описание директора в шляпе цвета магнолии, его просьбу снести стадион и другие комические случаи. Наиболее ярко и колоритно изображаются одноклассники рассказчика. Шурик Авдеенко — чёрный лебедь, который может свернуть шею при списывании контрольной работы. Этой кличкой двоечника наделил математик. Отличник Сахаров, который даже «во время смеха не перестает быть отличником», Адольф Комаров, ненавидящий свое имя, так как оно схоже с именем Гитлера, и не выпускающий из рук промокашку.

Каждый их этих ребят становится героем той или иной шутливой ситуации. Алик, боясь уколов, переговаривается с маляриком и утверждает, что из-за худобы иголка обязательно проткнет ему кость. Он бледнеет и почти падает в обморок. А потом спокойно идет на свое место.


Шурик Авдеенко, худой и нескладный мальчишка, мнется у доски, имеет угрюмый и мрачный вид. Кажется, что он неизбежно получит двойку, но рассказик ведет себя как настоящий герой, спасающий утопленника. Он гордится тем, что избавил Шурика от неприятности.

Но самым комичным показан сам автор истории. Пятиклассник не боится самоиронии, шутит над собой, уже в более взрослом возрасте вспоминая об этом случае. Конечно же, самый смешной эпизод происходит в самом конце рассказа, когда начинается разоблачение трусливого мальчишки.

Мы чувствуем, какое состояние испытывает герой, который будет вот-вот высмеян перед всем классом, но его нелепые слова об артиллерийском снаряде и ответ математика вызывают бурный хохот всех учеников. Харлампий Диогенович интересуется, не проглотил ли мальчик снаряд. На что тот отвечает, что так оно есть. И учитель предлагает пригласить военрука для разминирования. Автор играет словами, использует градацию. Сначала это хихиканья, потом смех и, наконец, хохот.

Цель юмористического рассказа — по-доброму посмеяться над героями, показав их недостатки. Но в этом произведении шутка стала методом, который помог школьникам понять, что такое честность, трусость и совесть.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сравнительная характеристика Шурика, Сахарова и Алика (по рассказу Искандера «13 подвиг Геракла»)
  • Какой смысл вкладывает Искандер в название рассказа «13 подвиг Геракла»?
  • «Юмор делает серьезное ещё более серьёзным» (по рассказу Искандера «13 подвиг Геракла»)
  • Анализ рассказа Искандера «13 подвиг Геракла»